Тула налоговая нагрузка НДС 2кв2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тула налоговая нагрузка НДС 2кв2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Налоговая нагрузка по НДС 2021

Нужно просто рассчитать вашу долю вычета по НДС и сравнить ее с показателями налоговой. Рассчитайте процент вычета по НДС от общей суммы начисленного налога.

Для расчета берите показатели вашей декларации по НДС из раздела 3:

  • Исчисленный НДС.
  • НДС к вычету.

Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.

Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:

  1. Доля НДС в сумме выручки.
  2. Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.

Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/14490@ и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Безопасная доля вычетов по НДС по итогам 2-го квартала 2021 года

Декларацию по НДС нужно сдавать, даже если в течение отчетного периода компания не вела коммерческую деятельность: при отсутствии объектов налогообложения предприниматели сдают «нулевую» отчетность. Впрочем, есть пара исключений:

  • компания не фиксировала торговые операции, а на ее счетах и в кассе отсутствовало движение средств, можно подать единую налоговую декларацию;

  • компания получила освобождение от НДС согласно ст. 145 НК РФ (совокупная выручка за последние три месяца не превысила 2 млн руб.).

Предприниматели на УСН и ПСН не являются плательщиками НДС, поэтому им не нужно сдавать соответствующую декларацию.

Кроме этого, законом предусмотрены и другие случаи, когда ИП или юридические лица сдают отчетность по НДС:

  • предприятие берет у государства недвижимость в аренду – в этом случае организация признается налоговым агентом с обязательством по уплате НДС;

  • предприниматель на УСН или ПСН выставляет покупателю счет-фактуру с НДС;

  • компания закупает товар у зарубежного партнера, не стоящего на учете в РФ, для дальнейшей реализации на территории России.

Вне зависимости от числа работников на предприятии, сдавать декларацию следует в электронном виде через лицензированных операторов ТКС.

За нарушение сроков подачи декларации бизнесменов ждет штраф в соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ. Его размер составит 5% от суммы недоимки за каждый месяц просрочки (в том числе неполный). Минимальный размер штрафа – 1000 р., максимальный – 30% от неуплаченной суммы. К примеру, если предприниматель забыл отправить нулевую декларацию, то ФНС вправе выписать ему за это штраф в размере 1000 р.

Помимо штрафа к предпринимателю или юридическому лицу (в т.ч. налоговым агентам) могут применить и другие санкции:

  • административная ответственность для должностных лиц (обычно это руководитель или главный бухгалтер) по ст. 15.5 КоАП и штраф в размере 300-500 рублей;

  • нарушение сроков подачи декларации на 20 рабочих дней в соответствии со ст. 76 НК может обернуться приостановкой операций по банковским счетам;

  • неуплата налога – штраф 20% от суммы недоимки, за умышленное уклонение от уплаты НДС штраф возрастет вдвое (до 40%);

  • если в декларации сумма НДС указана правильно, но при этом компания не перечислила в деньги бюджет, то согласно п. 19 постановления Пленума ВАС РФ вместо штрафа будут начислять пени. Порядок расчета пени определяется ст. 75 НК РФ.

Декларация по НДС состоит из титульного листа и 12 разделов, однако представителям МСП чаще всего нужно заполнить лишь некоторые их них:

  • титульный лист и 1 раздел являются обязательными для всех;

  • 2 раздел заполняют только налоговые агенты;

  • 3 раздел предназначен для расчета налоговой базы и НДС по ненулевым ставкам;

  • разделы 4-6 заполняют только экспортеры;

  • 7 раздел предназначен для тех, кто в предыдущем квартале осуществлял операции, не облагаемые НДС;

  • 8 раздел – это сведения о полученных счетах-фактурах, а 9 раздел, соответственно, о выставленных;

  • 10 и 11 раздел предназначены для посредников – здесь указывают сведения о выставленных и полученных счетах-фактурах соответственно;

  • последний, 12 раздел, заполняется компаниями, если они освобождены от НДС или совершают необлагаемые операции. Например, ИП и юрлица на УСН или ПСН, выставляющие счета-фактуры с НДС.

\r\n\r\n

При проверке уточненной декларации по НДС инспекторы выяснят, правильно ли заполнено приложение № 1 к разделу 9. Цель — убедиться, чтобы скорректированная величина начисленного налога складывалась из двух составляющих. Первая — исходное значение предъявленного покупателям НДС за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.

\r\n\r\n

Контрольные соотношения для различных ставок следующие:

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 20%

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 050 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

+

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 280 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 340 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 10%

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 060 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

+

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 290 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 350 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 18%

Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2020 — 2021 годах?

Это контрольное соотношение будет соблюдаться лишь в том случае, если в декларации итоговая величина «к уплате» больше или равна итоговой величине «к возмещению». Чтобы это проверить, нужно сравнить две цифры:

— сумму показателей: из строки 200 раздела 3; из строки 130 раздела 4; из строки 160 раздела 6;

— сумму показателей: из строки 210 раздела 3; из строки 120 раздела 4; из строки 080 раздела 5; из строки 090 раздела 5; из строки 170 раздела 6.

Если разность первой и второй цифр не меньше нуля, должно выполняться равенство:

показатель из строки 040 раздела 1

=

сумма показателей:

из строки 200 раздела 3;

из строки 130 раздела 4;

из строки 160 раздела 6

сумма показателей:

из строки 210 раздела 3;

из строки 120 раздела 4;

из строки 080 раздела 5;

из строки 090 раздела 5;

из строки 170 раздела 6

Это правило действует для всех, кто сдал декларацию по налогу на добавленную стоимость. Суть в том, чтобы НДС к начислению соответствовал итоговым показателям начисленного налога по книге продаж (отражаются в разделе 9 декларации) и доплистам к ней (отражаются в приложении № 1 к разделу 9).

Контрольное соотношение выполняется с учетом округления. Оно выглядит следующим образом:

сумма показателей:

из строки 060 раздела 2 (итог по всем листам);

из строки 118 раздела 3;

из строки 050 раздела 4;

из строки 080 раздела 4;

из строки 050 раздела 6;

из строки 130 раздела 6

=

сумма показателей из раздела 9:

из строки 260;

из строки 265;

из строки 270

+

сумма показателей из приложения № 1 к разделу 9:

из строки 340;

из строки 345;

из строки 350

сумма показателей из приложения № 1 к разделу 9:

из строки 050;

из строки 055;

из строки 060

Для этого контрольного соотношения также не предусмотрено исключений — оно обязательно для всех. Необходимо, чтобы в каждой декларации суммарная величина предъявленных вычетов соответствовала входному НДС по книге покупок (отражается в разделе 8 декларации) и дополнительных листах к ней (отражается в приложении № 1 к разделу 8).

При сопоставлении показателей нужно учитывать округление. Должно выполняться равенство:

сумма показателей:

из строки 190 раздела 3;

из строк 030 раздела 4;

из строк 040 раздела 4;

из строки 080 раздела 5;
из строки 090 раздела 5;

из строки 060 раздела 6;

из строки 090 раздела 6;

из строки 150 раздела 6

=

показатель из строки 190 раздела 8

+

показатель из строки 190 приложения № 1 к разделу 8

показатель из строки 005 приложения № 1 к разделу 8

Напомним: данные из каждого входящего счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 8 декларации по НДС.

В частности, в строке 180 этого раздела указан НДС по счету-фактуре, либо разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре. Количество строк 180 соответствует числу счетов-фактур, полученных от поставщиков в налоговом периоде (квартале).

Итоговая величина вычета отражается один раз — в строке 190 раздела 8 декларации.

Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 180 равна цифре из строки 190 раздела 8.

Проверяя уточненную декларацию по НДС, налоговики посмотрят, верно ли заполнено приложение № 1 к разделу 8. Нужно, чтобы скорректированная величина вычета складывалась из двух составляющих. Первая — это исходное значение вычета за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.

Контрольное соотношение следующее:

показатель из строки 005 приложения № 1 к разделу 8

+

сумма показателей по всем строкам 180 приложения № 1 к разделу 8

=

показатель из строки 190 приложения № 1 к разделу 8

Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году

Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?

Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.

Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.

В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.

Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В этом документе приведены формулы расчета налоговой нагрузки.

Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс».

Для юридических лиц:

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

Для ИП:

  • По НДФЛ:

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, и иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.

Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним. Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет. Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре. Прежде чем произвести расчет удельного веса НДС, который допускается вычесть, необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
  2. Приобретенные товары (работы, услуги) использованы при операциях, облагаемых НДС.
  3. Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
  4. С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.

ФНС при проведении контрольных мероприятий руководствуется концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@). Приложением 2 к приказу является перечень критериев для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.

В таком перечне не заявлен безопасный процент НДС от выручки, чтобы не попасть на проверку, но предусмотрен анализ суммы уменьшения исчисленного налогового платежа. В соответствии с этим критерием, если доля уменьшения НДС на протяжении 12 месяцев равна или превышает 89% — это один из поводов присмотреться к компании повнимательней. В случае если процент вычитаемой суммы из исчисленного НДС превысит нормативный показатель, инспекция запросит пояснения. А если такая ситуация продолжается длительное время, то компанию могут включить в план выездных проверок. Чтобы избежать ненужного интереса со стороны налоговиков, расскажем, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС с использованием готовой формулы.

Возникает вопрос: как посчитать долю вычетов по НДС, безопасную для конкретной компании? Для вычислений необходимо обратиться к декларации по налогу на добавленную стоимость. Напомним, сдается она ежеквартально. Для вычислений нам нужны две цифры раздела 3 отчета:

  • строка 118: общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога;
  • строка 190: общая сумма налога, подлежащая вычитанию.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.

Вначале инспектор запросит у компании пояснения. В этот момент важно четко и обоснованно объяснить, почему компанией заявлен высокий процент уменьшения налога на добавленную стоимость.

Нередко возникает вопрос: допустимо ли превышение доли вычетов 100%? Конечно, да. Запрета на это нет. Более того, если после проведения камеральной проверки заявленную сумму налога к возврату контролирующий орган признает правильной, ИФНС обязана вернуть сумму превышения налогоплательщику. Такая ситуация возникает, если:

  • компания закупила большой объем товаров, реализация по которым произойдет только в следующем квартале;
  • производственное предприятие приобрело дорогостоящее оборудование;
  • заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, а закупка комплектующих для ее производства уже была произведена;
  • в иных обоснованных обстоятельствах.

При поступлении запроса от ИФНС все обстоятельства необходимо изложить и по возможности подтвердить документально. Тогда инспектор примет во внимание доводы компании, и решения будут приниматься только с их учетом.

Байконур – 64,95%

Калининградская область – 65,48%

Ханты-Мансийский АО – Югра – 71,34%

Ямало-Hенецкий АО – 72,75%

Оренбургская область – 75,94%

Красноярский край – 77,76%

Республика Калмыкия – 79,02%


Под налоговой нагрузкой (НН) понимается показатель, определяемой как частное от деления суммы уплаченных налогов (Н) к обороту (выручке) (О) (п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

НН = Н / О

Указанный показатель может рассчитываться как по конкретному налогоплательщику, так и по их группам. Например, для определения среднеотраслевых коэффициентов налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, ведь показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности являются открытой информацией. Эти сведения размещаются на официальном сайте ФНС в специальном разделе.

Так, например, средний показатель налоговой нагрузки в целом по отраслям по итогам 2017 года составил 10,8%, а в т.ч. в сельском хозяйстве – 4,3%, в строительстве – 10,2%, в торговле – 3,2% (Приложение № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Соответственно, если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается риск назначения в отношении такого налогоплательщика выездной налоговой проверки (п. 1 Раздела 4 Приложения №1, п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В расчете налоговой нагрузки участвуют все уплаченные организацией или ИП налоги, за исключением страховых взносов и ввозного НДС. А оборот берется по данным бухгалтерского учета как сумма выручки без НДС и прочих доходов (Письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@).

О том, как можно составить пояснения на запрос ИФНС о снижении налоговой нагрузки, мы рассказывали здесь.

А можно ли рассчитать налоговую нагрузку по отдельным видам налога, например, по НДС?

Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Помимо исчисления общего показателя налоговой нагрузки, для компаний и ИП, которые ведут деятельность на общем налоговом режиме применяется расчет налоговой нагрузки НДС (формулу расчета рассмотрим далее). Наряду с указанным показателем, организации исчисляют удельный вес вычетов в отношении суммы начисленного налога.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

В таком случае инспекция:

  • вызовет директора длябеседы, во время которой будет выяснять, почему компания платит мало налогов. Руководитель ИФНС и/или его замы начнут искать связи с техничками и выяснять, какие схемы использует компания, как она занижает доходы и «рисует» расходы;
  • будет назначена выездная налоговая проверка. Конечно, только из-за отклонения от нормы налоговой нагрузки инспекция вряд ли станет проводить полноценную выездную проверку, но если у компании найдутся и другие моменты, на которые инспекция обратит внимание, то перспектива выездной становится очень реальной.

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Как налоговики будут проверять декларации по НДС с июля 2021 года

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Новые показатели рентабельности и налоговой нагрузки от ФНС

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

[3]

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.

Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2021 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.

Добыча полезных ископаемых к маю 2021 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2021 году, то объемы упали на 16,4%.

Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.

После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.

Отметим, что показатели рентабельности по видам деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

  • показатели рентабельности активов по видам экономической деятельности;
  • показатели рентабельности продаж по видам деятельности – товаров/продукции/работ/услуг.

Обращаем внимание, что безопасная рентабельность по видам экономической деятельности за 2021 год показана в процентах.

Рентабельность продаж – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) к себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Если получен убыток, имеет место убыточность.
Рентабельность активов – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) к стоимости активов компании. Если такой отрицательный, имеет место убыточность.

Далее вашему вниманию – полный официальный перечень показателей рентабельности по видам деятельности на 2021 год за 2021 год.

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.

По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.

Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.

В перечень пострадавших от коронавируса вошли:

  • предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
  • транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
  • предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
  • физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
  • туризм полностью;
  • общепит полностью;
  • гостиничный бизнес;
  • дополнительное образование взрослых и детей;
  • бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *