Минимальный срок исполнения контракта по 44 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный срок исполнения контракта по 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимо документально подтвердить реальные сроки изготовления товара и сроки его поставки. Причем подтвердить это могут только компании-поставщики и перевозчики, но справки или официальные письма от таких компаний не будут исчерпывающими доказательствами, так как нет никакой гарантии, что документы получены от самых быстро работающих фирм и у них нет конкурентов, способных выполнить это быстрее. Заказчику в этом случае доказать реальность такого срока гораздо легче: достаточно официального письма-подтверждения от одной компании. Эти письма, как правило, собираются на стадии обоснования начальной максимальной цены контракта.

Разбираемся со сроками подписания и исполнения госконтракта

Скорее всего, антимонопольные органы или суд Вам ответят, что заказчику товар нужен срочно, и это его право требовать такие сроки, а в процедуре государственной закупки должна выиграть наиболее сильная компания, которая имеет ресурсы и возможности поставить товар быстро. Доказать необоснованность такого срока для нужд заказчика тоже весьма проблематично: необходимо смотреть уставные цели заказчика, его нормативно-правовое окружение и находить причинно-следственные связи, доказывать, что и при большем сроке поставки заказчик сможет выполнить свои задачи. В данном контексте ситуация, в которой заказчик приобретает скоропортящиеся лекарства для оказания экстренной медицинской помощи в корне отличается от ситуации, при которой в начале длительных летних каникул школа приобретает мебель в классы. Хотя и это не означает, что заказчику не может захотеться лучшего.

Ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников. Однако сроки поставки в данном списке вовсе не перечислены, так как они являются условием исполнения контракта, а не товаром или услугой как таковой (ведь код ОКПД заказчики, как правило, устанавливают именно как код товара). Согласно ст.421 ГК РФ о свободе договора, данные условия могут быть любыми, удовлетворяющими обе стороны. Кроме того, потребуется доказать, что заказчик ввел данные сроки с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных целей организации, а это уже уголовно наказуемое деяние, доказать которое крайне сложно.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 No 11017/10 по делу №А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Более того, п.2 статьи 8 44-ФЗ говорит о том же: цель обеспечения конкуренции – выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть минимизация срока поставки – это вовсе не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий.

  • Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу №РЗ-170-2013 от 2 апреля 2013, в котором положения документации открытого аукциона были признаны ограничивающими конкуренцию. Правда, в жалобе ООО «ПротексФарм» было достаточно много пунктов, которыми они обосновывали ограничение конкуренции, и ограничение срока поставки, на наш взгляд, было там неосновным. Более важным доводом было объединение в один лот лекарственных средств разных фармакологических групп.
    Решение, принятое УФАС по Самарской области, о необоснованности жалобы ООО «ВРТ» на действия МБДОЦ Детский сад №210 от 27 сентября 2012 по указанию крайне сжатых сроков поставки товара. Однако у нас вызывает большое удивление мотивировочная часть данного решения, в которой сказано, что в связи с тем, что контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после опубликования протокола, поставка сроком в один день является возможной. В данном решении не учтено, что фактически поставщик, начиная выполнять контракт до его подписания, несет высокие риски, так как срок 10 дней дан именно для того, чтобы другие участники размещения заказа могли опротестовать действия заказчика, и если поданная ими жалоба будет признана обоснованной, результаты закупки могут быть вовсе отменены. Более того, согласно п.2 ст.307 ГК РФ, (а законодательство о контрактной системе в сфере закупок базируется на его положениях в соответствии с п.1 статьи 2 44-ФЗ), обязательства вытекают из договора, то есть до подписания контракта у поставщика не возникает обязательств товар поставить, равно как и у заказчика не возникает обязательств его впоследствии оплатить, то есть до подписания контракта поставщик исполнять контракт в принципе не может.

В распоряжении победителя конкурса есть 10 дней после опубликования итогового протокола, чтобы поставить подпись в договоре и предоставить его обеспечение. В противном случае его признают уклонившимся от заключения сделки, а сведения внесут в реестр недобросовестных поставщиков.

После получения подписанных документов и необходимых приложений у заказчика тоже есть 10 дней, чтобы подписать договор. При нарушении этого правила его признают уклонившимся от заключения сделки, а поставщик сможет обратиться в суд, чтобы возместить убытки.

Таким образом, контракт по результатам конкурса заключается в срок от 10 до 20 дней с момента опубликования протокола подведения итогов.

При проведении электронного аукциона у заказчика после публикации итогового протокола есть 5 дней на то, чтобы разместить в ЕИС проект договора без подписи, но с ценой победителя и конкретными показателями продукции. Далее поставщик за 5 дней подписывает документ, предъявляет обеспечение и иные бумаги (ч. 3 ст. 70 44-ФЗ), а также размещает все это в ЕИС. Если нет протокола разногласий, заказчик в течение 3 рабочих дней ставит свою подпись. С этого момента сделка считается заключенной.

По результатам запроса котировок и запроса предложений сделку оформляют не раньше семи и не позднее двадцати дней с даты размещения подписанного протокола подведения итогов в ЕИС (ч. 13 ст. 78 и ч. 17 ст. 83).

Когда речь заходит про реестр контрактов, сроки размещения информации многих интересуют в первую очередь.

В распоряжении заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы направить данные о сделке в Федеральное казначейство, которое, в свою очередь, вносит их в реестр. Закон дает столько же времени на предоставление информации об изменении, расторжении документа или об исполнения конкретного этапа сделки.

Полученные материалы подлежат проверке Федеральным казначейством. Если ошибок нет, то сведения и документы в течение 3 рабочих дней публикуют в ЕИС.

Другие важные понятия – срок действия контракта и срок исполнения контракта.

Исполнение договора – это действия, направленных на реализацию цели конкретной государственной закупки. Они включают:

  1. Приемку заказчиком поставленной продукции, работы или услуги, а также экспертизу.
  2. Оплату исполненных обязательств.
  3. Взаимодействие при изменении, досрочном расторжении контракта, применении штрафных санкций.

Соответственно, срок исполнения в зависимости от условий начинается с внесения аванса заказчиком, либо с начала поставки товара или производства работ. Заканчивается этот период обычно оплатой работ или услуг поставщика.

Таблица сроков подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ

Изданное 28 апреля 2021 года Постановление Правительства РФ №667 внесло серьезные корректировки в предыдущую версию ПП РФ №2050. Теперь срок оплаты по 44 ФЗ значительно уменьшен. Если раньше выполнение оплаты допускалось на протяжении 30 суток, то теперь на это остается лишь 10 дней. При этом исходной точкой считается дата, когда был подписан документ о приемке. Новшество касается тех, кто получает средства из федерального бюджета.

Однако это не все внесенные поправки. Также необходимо, чтобы в контракте была опция — подписать документацию о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг в цифровом виде в ЕИС.

Нововведения начинают действовать уже с 14 мая 2021 года.

Получить подробную информацию для работы на ЭТП можно на Астрал.Тендер . Эксперты проведут обучение ваших сотрудников либо примут участие в торгах за вас.

Общее правило, регламентированное текстом ФЗ №44, имеет и исключения. Речь идет о госконтрактах, подписанных при проведении закупочной процедуры среди СОНО и СМП. С 1 января 2020 года стало действовать Постановление Правительства №1205. Теперь срок оплаты работ, услуг, товаров для СМП установлен 15 суток. Считаются именно рабочие дни. Исходной точкой является дата подписания акта о приемке ТРУ. Все прочие категории поставщиков имеют возможность заплатить в течение 30 рабочих дней.

При этом обязательно выполнить данное условие. Нарушение сроков оплаты за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги карается штрафными санкциями. Их размер зависит от статуса нарушителя: должностным лицам придется заплатить 30—50 тысяч рублей, юридическим — 50—100 тысяч рублей.

Советы заказчику по срокам и порядку оплаты

  • Нужно проверять срок оплаты по 44 ФЗ — 15 суток.
  • Не стоит привязывать срок оплаты СМП либо СОНО к дате прихода денег на определенную статью затрат либо же ввода объекта в эксплуатацию. Стандартом, согласно ФЗ №44, считается 30 дней с того момента, как произошло подписание документа о приемке.
  • Для каждой из стадий должны быть обозначены четкие даты оплаты. Заказчик может сделать это за один раз в ситуации, когда успевает в 30-дневный период с даты подписания первой бумаги о приемке.
  • Надлежит проводить сверку периода оплаты с разработанным графиком. Стоит придерживаться срока оплаты по 44 ФЗ.
  • Разрешено обозначить условие касательно сокращения общей суммы по договору на размер начисленной неустойки.

Искать коммерческие и государственные закупки, проводимые согласно Федеральному закону №44, 223, а также Постановлению Правительства №615, удобно с помощью сервиса Астрал.Поставщик. Становится значительно проще изучить рынок и выбрать самое выгодное предложение из имеющихся.

В законодательстве четко прописаны сроки, в течение которых требуется оплатить контрактные обязательства. При перечислении денег после оговоренной даты госзаказчику грозят различные меры наказания. Первый вариант — уплата пени в сумме 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый просроченный день, без учета уже уплаченной суммы контрактных обязательств. Второй — административная ответственность, налагаемая на должностное лицо, допустившее опоздание заказчика. Сумма штрафов в таком случае составляет 30—50 тысяч рублей. А вот повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию сроком 1—2 года.

Принимать участие в государственных закупочных мероприятиях можно только при наличии ЭЦП для торгов .

Сроки выполнения госконтракта определяются периодом времени, которые исчисляются днями, неделями, месяцами или конкретной датой. Продолжительность этих периодов устанавливают, исходя из особенностей объекта закупки. В этот период поставляют товар, выполняют работу, оказывают услуги или исполняют другие принятые обязательства по договору. В этот срок еще предоставляют заказчику документы для приемки, если в самом соглашении не установлен для этого другой порядок.

Сроки исполнения контракта 2021 г.

Стадии исполнения контракта таковы:

  1. Поставка.
  2. Приемка. Сопровождается экспертизой, осуществляемой заказчиком или экспертной организацией.
  3. Оплата
  4. Размещение отчета в ЕИС об исполнении контракта.

Иногда контракт предполагает поэтапное исполнение. Чаще всего это относится к долгосрочным контрактам. Например, поставщик поставляет заказчику периодически какие-то товары или оказывает постоянные услуги с ежемесячной оплатой. При этом на каждом этапе после выполнения обязательств поставщиком проводится приемка и оплата, а также размещение отчета в ЕИС.

Срок исполнения контракта — период, отведенный на исполнение сторонами своих обязательств. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Помимо этого, существует понятие срока действия контракта — такая дата также может быть прописана в контракте. Однако даже если она наступила, это не значит, что стороны должны прекратить исполнения своих обязательств, включая ответственность за просрочку.

Также в контракте предусматривается срок поставки товара или результата оказания услуги, выполнения работы. Он может быть как в виде фиксированной даты, так в виде графика.

В постановлении Правительства № 1093 от 28 ноября 2013 года содержится порядок подготовки отчета об исполнении контракта. Необходимо сформировать отчет в электронном виде, подписать его и ЭЦП и разместить в ЕИС. Отчет может быть:

  1. Об исполнении контракта. Подразумевается успешное исполнение, то есть поставка всех причитающихся по контракту товаров, работ либо услуг в определенные сроки и перечисление оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. В этот отчет в том числе включается информация о нарушениях, допущенных в ходе его исполнения, а также наложенные на виновника санкции.
  3. Об изменении или расторжении контракта. Помимо самого отчета, нужно приложить результаты экспертизы в виде заключения и документы о приемке. Отчет необходимо разместить в ЕИС в течение 7 дней с даты оплаты или расторжения контракта.

Для того чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 300 млн руб., или если НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, в остальных случаях — не менее чем за 15 дней.

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, ст. 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днем размещения извещения и днем окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (Письмо от 28.08.2015
№ ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 15 дней, а при НМЦК менее 300 млн руб. либо менее 2 млрд руб. (аукцион на «стройку») — не менее 7 дней. При необходимости срок подачи заявок продлевается.

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в течение
3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок. Исключением являются заявки на участие в электронном аукционе, при котором при НМЦК менее 300 млн руб. либо менее 2 млрд руб. (аукцион на «стройку»). В этом случае такой срок не может превышать 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Исключение составляет электронный аукцион для осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, документация которого содержит проектную документацию. В этом случае электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение еще 10 минут каждый участник может подать еще одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

Этот этап предусмотрен для того, чтобы все участники, кроме победителя, могли улучшить свои предложения и занять второе место. В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик предложит заключение контракта участнику, заявке которого присвоен второй номер. Заказчик имеет на это право в соответствии с ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ.

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение
1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение
3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее
1 рабочего дня, следующего за датой его подписания.

Условия исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Сроки проведения электронного аукциона по Закону № 44‑ФЗ

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

1-е изменение: Устранена ошибка (опечатка) в законе части обязательности проведения внешней экспертизы исполнения контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок.

Суть изменений:

Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г. с 27.12.2018 г. изменена редакция пункта 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной в части дополнения случаев, когда не требуется проведение т.н. «внешней» экспертизы (привлечение сторонних экспертных организаций, экспертов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур.

С указанной даты (27.12.2018 г.) в перечень исключений входят закупки по пунктам 25.1 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Практические последствия изменений:

— в перечень исключений из случаев обязательного проведения «внешней» экспертизы случайно забыли добавить закупки по пунктам 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Между, согласно части 8 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В результате этой ошибки (банальной опечатки) ответственных сотрудников Минфина России подавляющее большинство заказчиков в стране в период с 01.07.2018 г. по 26.12.2018 г. оказались в роли лиц, совершивших это административное правонарушение, поскольку денежные средства на привлечение таких сторонних экспертов, экспертных организаций в 2018 финансовом году не были предусмотрены.

При этом наличие данной проблемы (ошибки) Минфином России не отрицалось и ожидалось, что внесённые поправки (включение в перечень исключений закупок по несостоявшимся электронных процедурам закупок) будут распространяться на правоотношения сторон до подписания указанного закона – с 01.07.2018 г.

Однако, к сожалению, этого не произошло: принятый Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г., которым устранена ошибка в пункте 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в этой части действует с 27.12.2018 г.

Таким образом, должностные лица заказчиков, не проводивших «внешнюю» экспертизу при исполнении в период с 01.07.2018 г. по 26.12.2018 г. контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок, могут быть привлечён к административной ответственности по части 8 статьи 7.32 КоАП ПФ.

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ с 07.01.2019 г. часть 7 статьи 41 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе изложена в новой редакции.

Согласно указанным изменениям результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Также установлено, что за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за ненаправление экспертом, экспертной организацией письменного уведомления заказчику поставщику о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы) эксперт, экспертная организация, также её должностные лица (представители) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 27.12.2018 № 510-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях с 07.01.2019 г. введён специальный состав, предусмотренный ст. 7.32.6:

Дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие данное административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Кроме того, с 08.01.2019 г. введена и уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – статья 200.6 Уголовного кодекса РФ.

Дача экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является уголовно наказуемым деянием, если оно повлекло любое из 3-х следующих последствий:

  1. По неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

  2. По неосторожности смерть двух и более лиц,

ПРАВКА РЕДАКЦИИ:

Как было верно отмечено читателями материала, понятие «крупный ущерб» в настоящее время регламентируются примечанием к статье 170.2 Уголовного кодекса РФ, согласно которому крупным ущербом признаётся ущерб в сумме, превышающей 2 250 000 рублей. Поэтому никаких препятствий для возбуждения уголовных дел по ст. 200.6 Уголовного кодекса РФ при причинении крупного ущерба заведомо ложным экспертным заключением в настоящее время не имеется.

Практические последствия изменений:

Специалистам по закупкам в 2019 году будет гораздо труднее найти сторонних экспертов, экспертные организации, готовые оказать данные услуги по проведению внешней экспертизы, поскольку теперь их проведение может привести к административной и уголовной ответственности экспертов, представителей экспертных организаций.

  1. Внедрение данной Методики практически неизбежно повлечёт совершение должностными лицами заказчиков при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Напоминаем читателям, что согласно требованиям части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе оплата выполненных по контракту работ по строительству, реконструкци осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

При этом статья 7.32.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты работ, предусмотренных контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

То есть любое нарушение графика оплаты работ, составленного по Методике, может повлечь для заказчика, осуществляющего строительство (реконструкцию), наложение административного штрафа в указанном размере.

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Срок подачи заявок на электронный аукцион варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 300 млн. руб. (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства превышает 2 млрд рублей), то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма начальной цены 300 млн. руб. и меньше (или менее 2 млрд руб в случае с работами по строительству) — то за 7 дней (или более).


2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. Для этого в электронных аукционах по 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки проведения: не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

А если будут внесены изменения, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней и до 7 дней соответственно.


3. Если заказчик решил отказаться от проведения аукциона, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.


4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.


5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.


6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет 1 рабочий день после окончания срока подачи, если цена контракта меньше или равна 300 000 000 руб. (в случае с работами по строительству 2 млрд рублей и меньше).

Во всех остальных случаях срок рассмотрения первых частей заявок — 3 рабочих дня. В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

Однако, если в составе документации имеется проектная документация, то срок окончания подачи заявок является и сроком рассмотрения первых частей заявок. Иными словами, если участник подал заявку на участие в таком аукционе, она автоматически считается принятой.


7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы следующий рабочий день – понедельник.

Если в составе документации приложена проектная документация, то аукцион проходит через 4 часа после окончания подачи заявок.


8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.


9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.


10. В течение 5 календарных дней, с даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.


12. Если был направлен протокол разногласий, то заказчику дается 3 дня на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.


13. В течение следующих 3-х рабочих дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.


14. Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.


15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 5 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента определения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Обо всех сроках проведения электронного аукциона и его особенностях Вы можете узнать в нашем обучающем курсе «Госзаказ». Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Обучающий онлайн-курс по участию в госзакупках

Пройти курсСкидки!

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федеральных операторов. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.


Это основные этапы и сроки электронного аукциона по 44-ФЗ, отраженные в табличном схематичном виде. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за статьями на нашем сайте и подписывайтесь на наши новости!

©ООО «РусТендер»

Заключение контракта: подводные камни по 44-ФЗ

В соответствии с государственным контрактом, заключенным по итогам конкурса от 28.06.2017 в соответствии с ФЗ №44, подрядчик выполняет работы по реконструкции объекта. Срок работ: с даты заключения контракта по 30.11.2019. Работы на дату 15.06.2021 не выполнены по независящим от сторон причинам. Срок обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии истек 30.01.2020. В связи с необходимостью стороны планируют в порядке, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, заключить дополнительное соглашение о продлении срока окончания работ по Контракту по 31.10.2021. Вопросы:

  1. Имеют ли право стороны государственного контракта заключить дополнительное соглашение об изменении срока окончания работ, который истек 30.11.2019?
  2. Когда подрядчик долженпредоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии: до подписания дополнительного соглашения или после?
  1. Полагаем, что стороны вправе продлить срок исполнения контракта, поскольку п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность однократного продления срока контакта в случае, если он не исполнен в установленный срок по вине подрядчика. Следовательно, в законе указан случай продления срока контракта после того, как первоначальный срок истек.
  2. Подрядчику нужно предоставить обеспечение исполнения контракта до подписания дополнительного соглашения, поскольку в данном случае применимы общие правила Закона N 44-ФЗ о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

До конца 2020 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

  1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
  2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2020 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
  2. Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Если для внесения изменений нет веских причин, как отказать подрядчику продлить срок выполнения по контракту — сошлитесь на отсутствие оснований для продления по ФЗ №44.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ

Изменение даты закрытия договора, который заключен с ед. источником, допустимо, если (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ):

  1. Договор заключен с монополистом.
  2. Предметом закупки являются:
    • коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т. п.);
    • управление многоквартирным домом и т. п.;
    • техобслуживание здания и проч.;
    • передача электрической энергии;
    • аренда.
  1. Договор заключен органом власти на лечение гражданина РФ за рубежом.
  2. Цель заказа — обеспечение интересов РФ за рубежом посредством юридических услуг.

\n\n

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

\n\n\n\n

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

\n\n

    \n\t
  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • \n\t

  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • \n\t

  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • \n\t

  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.
  • \n

\n\n\r\n\r\n

ВАЖНО

\r\n\r\n\r\n

\n

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

\n\n

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

\n\n

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

\n\n


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *