Если уменьшилась цена контракта на 10 обеспечение тоже уменьшается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если уменьшилась цена контракта на 10 обеспечение тоже уменьшается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Состав административного правонарушения

Размер ответственности

Норма КоАП РФ

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Предположим, поставщик изначально предпочел обеспечить контракт прямым способом, то есть денежными средствами. Такой выбор он мог сделать, например, по причине нехватки времени для обращения за банковской гарантией. Однако в процессе исполнения контракта денежные средства, которые он перевел на счет заказчика, понадобились для других проектов. Так вот, у поставщика есть право заменить способ обеспечения контракта. В данном примере это означает, что он может предоставить заказчику банковскую гарантию и потребовать свои денежные средства назад.

Замена обеспечения контракта допускается после частичного исполнения поставщиком своих обязательств. Другими словами, исполнитель не может сразу же после заключения контракта потребовать у заказчика обратно свои деньги взамен на банковскую гарантию. Перед этим контракт нужно хотя бы частично исполнить (письмо Минфина от 03.07.2017 г. № 24-03-07/41938).

Когда контракт частично исполнен, поставщик может обратиться к заказчику с целью не только заменить обеспечение, но и уменьшить его размер. То есть новое обеспечение предоставляется уже на меньшую сумму. А уменьшается она пропорционально стоимости исполненных обязательств.

Итак, еще перед подачей заявки поставщик должен выяснить размер обеспечения и решить, каким способом будет его вносить. Критически важно внести обеспечение в установленный законом срок. Если получение банковской гарантии сорвется, всегда есть вариант внести его деньгами (при наличии нужной суммы). Это гораздо лучший выход, чем уклониться от подписания контракта.

Если в процессе исполнения контракта решено изменить способ обеспечения, то никаких препятствий для этого со стороны заказчика быть не должно. Вместе с этим поставщик может потребовать уменьшения суммы обеспечения на размер исполненных им обязательств.

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Если изменения повлекли дополнительное расходование бюджетных денег или уменьшение поставляемых товаров, работ, услуг, то штраф накладывают в двукратном размере от дополнительно израсходованной суммы или цен на ТРУ.

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

\n\n

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

\n\n\n\n

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

\n\n

    \n\t
  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • \n\t

  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • \n\t

  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • \n\t

  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.
  • \n

\n\n\r\n\r\n

ВАЖНО

\r\n\r\n\r\n

\n

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

\n\r\n\r\n\r\n\n\n

Обеспечение исполнения контракта, его замена и уменьшение

\n\n

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

\n\n

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

\n\n

\n\n

Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:

\n\n

    \n\t
  • срок исполнения договора — больше 1 года;
  • \n\t

  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
  • \n\t

  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
  • \n\t

  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
  • \n\t

  • срок исполнения не изменился.
  • \n

\n\n

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

ВАЖНО

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Итак, если исполнитель контракта обнаружил что не в состоянии выполнить обязательства на текущих условиях, он должен следовать этому алгоритму:

  1. Направить письмо в адрес заказчика с подробным изложением причин, расчетами и просьбой увеличить цену.
  2. Заказчик рассматривает письмо исполнителя и создает специальный запрос в вышестоящий контрольный орган.
  3. Орган власти принимает решение о созыве комиссии, которая и выносит окончательный аргумент в сложившейся ситуации.

Контрольным органом для муниципальных заказчиков является городская администрация, а для государственных — Правительство РФ.

Проверяющая комиссия проводит аналитическую работу по проверке поступивших данных и расчетов с фактическим положением дел на рынке. Проверяются тарифные планы в регионе действия условий контракта, соответствие стоимости номенклатуры товаров и услуг правительственным нормам и рыночным реалиям, а также рассматриваются аргументы в пользу изменения цены.

В случае урезания бюджета и невозможности проведения закупочной процедуры в полном объеме, заявление в контрольный орган должен направлять лично заказчик. К нему прикладывается акт о снижении бюджета и расчеты на уменьшение цены контракта. В остальном процедура идентична, а окончательное решение также будет принято комиссией.

Если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.

Если уменьшение цены планируется в процедуре с единственным поставщиком, решение принимается непосредственно заказчиком, а в контрольный орган направляется соответствующее извещение, не позднее, чем за 1 рабочий день. При этом с исполнителем заключается дополнительное соглашение, которое может быть оспорено контрольным органом в течение 3 рабочих дней с момента получения извещения.

Уменьшение или увеличение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ возможно также путем заключения с исполнителем дополнительного соглашения. Так, заказчик, которому потребовалось сократить или напротив, добавить дополнительный объем в предмет контракта, может при помощи данного документа расширить действующий договор с исполнителем в результате обоюдного согласия сторон с новыми условиями.

Согласно правилам, требуется разработать соглашение, которое опирается на дополнительные позиции и расчеты, произведенные не только заказчиком, но и исполнителем.

В результате документ будет содержать следующую информацию:

  • полные юридические реквизиты каждой стороны;
  • предмет соглашения, включая пункты текущего контракта затронутые изменениями;
  • основания для принятия соглашения со ссылкой на соответствующие законы;
  • дата и подписи обоих сторон.

В случае, если речь идет о конкурсе, вся информация, касающаяся добросовестности или увеличенного обеспечения, предоставляется одновременно с заявкой. При проведении аукциона — в момент подписания контракта отсканированная копия загружается в соответствующее поле на электронной торговой площадке.

Если этого не сделано, победитель будет признан уклонившимся от заключения контракта и данные о нем попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда начальная цена снижена более, чем на 25 процентов, но требования к обеспечению исполнения контракта заказчиком установлено не было. Что делать в этом случае поставщику/подрядчику/исполнителю, нужно ли подтверждать свою добросовестность и как быть, если государственных контрактов ранее исполнено не было?

На самом деле, ничего предпринимать не нужно. Обеспечение, увеличенное в полтора раза, по-прежнему будет равным нулю (нетрудно посчитать, что 0*1,5=0). И доказывать свою добросовестность нет необходимости.

Еще один часто возникающий вопрос — что делать, если контракт был исполнен, но сведений о нем нет в реестре. В этом случае нужно обратиться к заказчику, так как вносить данные в определенные сроки — его обязанность. Если он отказывается исправить свою оплошность, следует подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных. С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения.

Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается. Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.

При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения. При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090. В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.

При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами. Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду. Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.

Стоимость контрактов с ценой исполнения, которая превышает размер по Постановлению Правительства №1186 от 2013 года, допускается изменять в большую или меньшую сторону по решению органов исполнительной власти. Это правило распространяется на контракты:

  1. Для федеральных и региональных нужд, подписанные на три года.
  2. Для муниципальных нужд, подписанные на год.

Для федеральных контрактов минимальная цена составляет 10 млрд р., региональных – 1 млрд р., местных – 500 млн р. Исключение составляют федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарств для медицинских целей. Для подобных целей минимальный лимит установлен в размере 40 млн р. Пересмотр цены контракта по указанному основанию происходит через подписание дополнительного соглашения.

Допускается изменение цены и при изменении перечня услуг на лечение российского гражданина за пределами РФ. Первоначальная стоимость контракта уменьшается на цену услуг, которые остались невостребованными. Затем новые договорные условия фиксируются в дополнительном соглашении (на основании п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Уменьшение цены контракта на 10 процентов

Изменение цены после подписания госконтракта допустимо, если:

  • внесение корректировок в контракт допускается по условиям закупки;
  • цена контракта превышает значение, устанавливаемое Постановлением №1186 при невозможности исполнить обязательства на текущих условиях;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшилось финансирование госзаказчика из бюджета.

Важно учесть, что изменение цены контракта после его подписания при наличии соответствующего условия в извещении о закупке допустимо только по взаимному согласию заказчика и исполнителя, при отсутствии соглашения цена может измениться только по решению арбитражного суда.

Изменение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги является достаточным основанием для изменения цены контракта, если для его надлежащего исполнения требуется электричество, постоянное водоснабжение и т. д. Урезание закупочного бюджета госзаказчика происходит независимо от его воли, поэтому также является основанием для изменения цены.

Обычно стороны изменяют цену контракта при изменении объема поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, при этом максимальный предел изменения цены составляет 10% от действующей цены контракта.

Цена изменяется пропорционально изменению объема поставок, например, если по контракту заказчик должен получить 10 единиц товара за 10000 рублей, то при поставке 11 единиц цена увеличивается до 11000 рублей. При этом после подписания контракта нельзя докупать ранее незаявленные товары, можно только увеличить или уменьшить количество уже обозначенных товаров.

Если заказчику требуются другие товары от данного поставщика или нужно увеличить объем поставок более, чем на 10%, то необходимо организовывать новую закупку.

Важно учесть, что если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

Шаг 2. Анализ причины изменения.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

В ч.10 ст.70 44-ФЗ отмечается, что государственный контракт заключается на условиях, указанных заказчиком в извещении на проведение закупки и документации к ней, по цене, предложенной победителем закупки.

Понижающий коэффициент – это соотношение итоговой цены, предложенной победителем торгов к начальной максимальной цене контракта, выраженное в процентном показателе.

Однако не только 44-ФЗ о контрактной системе руководствуется заказчик при определении цены договорных обязательств, но и Письмом Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмом ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.

Расчет понижающих коэффициентов применяется при поставке нескольких позиций определенной продукции, отдельных услуг или нескольких этапов работы. В этих случаях организатор торгов должен пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально полученному коэффициенту понижения.

При этом в проекте контракта указывать коэффициент не обязательно, а вот в сметной таблице, которая является неотъемлемой частью документации, заказчик должен уменьшить каждую позицию на рассчитанный процент.

На практике это выглядит так: при проведении электронного аукциона на строительно-отделочные работы будущий исполнитель указал общую стоимость исполнения обязательств. Заказчику же при составлении проекта работ предстоит пересчитать все этапы работы, применяя коэффициент снижения. Заказчик имеет право включить в документацию о закупке и извещение условия об использовании понижающего коэффициента за единицу товара.

В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.

Снижение цены происходит в нескольких случаях:

  1. Исполнитель снижает цену, не изменяя объем и качество поставок. В этом случае составляется дополнительное соглашение, в тексте которого отмечается новая стоимость договорных обязательств. Однако, если сумма контракта стала ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашение вносится пересчитанная величина взысканий (ч.2, 5, 8 ст.34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016 г.).
  2. В ходе закупки заказчику потребовалось сократить объем закупаемой продукции. В этом случае позволяется снизить цену контракта не более чем на 10% (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017 г.). А расчет коэффициента понижения зависит от стоимости одной единицы товара или услуги. В дополнительном соглашении организатор торгов указывает новые стоимость, объемы поставки и новые штрафы (при необходимости).
  3. Контракт заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 1086. В этом случае право изменять ценовые условия договорных обязательств основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных ведомств (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). При этом изменять можно не только стоимость контракта, но и объемы и сроки поставляемой продукции. Все необходимые моменты также вносятся в дополнительное соглашение.
  4. Урезан бюджет у казенного учреждения. Возможно два варианта развития событий:
  • Исполнитель соглашается со снижением суммы, и стороны подписывают допсоглашение.
  • Исполнитель не принимает возникшие условия. В этом случае Заказчик прописывает в допсоглашении пропорционально сниженные объемы продукции к уменьшенной цене договора.
  1. Снижение тарифных показателей (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). В тексте дополнительного соглашения указывается новый расчет – остаток объема поставки умножается на новый тариф.

Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.

По Закону № 44-ФЗ, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель торгов находится на упрощённой системе налогообложения, является незаконным.

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют положения, позволяющих заказчику в одностороннем порядке уменьшать цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, следовательно, контракт заключается по цене, предложенной победителем (Письмо ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения»).

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав.

В этом случае уменьшение суммы контракта на сумму НДС является явной дискриминацией прав исполнителя, который находится на упрощённой системе налогообложения, т.к. в своей деятельности он уплачивает НДС поставщикам в составе единого платежа (счета), при этом у него отсутствует право на его возмещение со стороны заказчика. Таким образом, у исполнителя, находящегося на упрощенной системе, обязанность уплаты НДС есть, а права на его возмещение нет. Налоговая нагрузка в данной ситуации полностью ложится на исполнителя. При этом, обязанность уплатить НДС в бюджет прямым платежом есть ни что иное как двойное налогообложение.

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

  • Позиция Минфина
  • Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.
  • Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС.

Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.

2019 N 306-ЭС19-15999.

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

Ввиду изложенного, Закон № 44-ФЗ не предусматривает ограничений на изменение стоимости выполняемых работ по отдельным позициям сметы при условии непревышения общей цены контракта.Согласно Письму Госстроя от 29.08.

2013 № 9286-БМ/12/ГС «О повторном направлении на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», учитывая, что твердые цены государственных контрактов, заключаемых по результатам торгов (аукционов), как правило, ниже начальной (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащейся в проектной документации, в пределах определенной государственным контрактом твердой цены могут составляться сметы, определяющие цену работ.

Дополнительно сообщаем, что с целью проверки на наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства обращение направлено в ФАС России.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения …с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Если победителем электронного аукциона предоставлено обеспечение исполнения контракта, то заказчик обязан подписать контракт в течение трех рабочих дней. Соответственно, со следующего дня после подписания контракта участником начинается отсчет трех рабочих дней.

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

По новому закону эта возможность устанавливается для контрактов любого вида, а не только контрактов на выполнение работ, а предельные суммы не указываются в нормах, а должны быть определены Правительством РФ.

Подрядчик, который выполнил дополнительные работы в отсутствие дополнительного соглашения, в общем случае не может претендовать на их оплату. При этом подрядчик не вправе понудить заказчика к подписанию дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ.

Изменение обстоятельств, которые повлияли на соглашение сторон о стоимости товаров, работ или услуг, на основании п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса может явиться основанием для внесения сторонами соответствующих изменений в условие сделки о цене договора.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.

В общих случаях законом предусмотрено:

  • увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта относительно размера, указанного в документации о закупке;
  • предоставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность.

Нельзя увеличить объем работ по контракту за счет дополнительных видов работ, не предусмотренных изначально. Увеличивать можно объемы только таких работ, которые предусмотрены контрактом.

Если подходить к разукрупнению закупки с точки зрения Гражданского кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки (ч. 2 ст.170). Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки.

Впоследствии такие закупки могут быть признаны недействительными. Строительство – дело непростое. Как правило сметы, которые составляются на подготовительном этапе, могут сильно отличаться от реальных затрат.

Есть и другие сферы деятельности, где заранее невозможно точно определить размер расходов.

Однако даже в том случае, когда стоимость дополнительных работ, выполненных без дополнительного соглашения, всё-таки взыскивается, подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ продолжает действовать как ограничитель взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

В ч. 4 ст. 95 указано, что госзаказчик изменяет существенные условия госконтрактов в части уменьшения объемов.

В первую очередь исполняются обязательства по контрактам на поставку товаров, которые нужны для жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарства, топливо) или по которым уже выполнены обязательства поставщиком. Заказчик сокращает объем товаров, работ, услуг в связи со снижением цены контракта, исходя из:

  • нужды достигнуть показателей госпрограмм или непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) властей;
  • нужды возместить затраты, которые произвел поставщик при выполнении обязательств на момент принятия решения о снижении цены госконтракта;
  • объемов лимитов финансирования, которые доведены заказчику.

Такой порядок допустим в том случае, если за счет сэкономленной суммы заказчик хочет закупить больше товара. Это возможно, когда победитель закупки снизил цену на весьма существенную сумму. В этом случае заказчик может на разницу между ценой, предложенной победителем, и НМЦК приобрести больше предмета закупки. Однако это возможно при исполнении нескольких условий:

  • такой порядок применяется только в отношении товара, но не услуг или работ;
  • цена, по которой будет заключен контракт, не должна превышать НМЦК;
  • условия о таком увеличении должно содержаться в документах закупки;
  • цена единицы товара подлежит расчету делением новой суммы контракта на количество объекта закупки.

При соблюдении указанных условий заказчик может направить победителю официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. Право заказчика — принять предложение либо отказаться от него.

  • Инструкции по работе с ЕИС
  • Калькулятор НМЦК
  • Калькулятор размера обеспечения
  • Полезные ресурсы

Расчет идет по человеко- или машино-часам, дням.

Статья 95 ФЗ №44 предусматривает ряд случаев, при котором допускается изменение стоимости контракта: 1) На основании решения Правительства Российской Федерации или органа власти субъекта Российской Федерации изменение цены может быть произведено, если длительность контракта составляет три года и более, а из-за изменения стоимости работ-услуг по объективным причинам выполнение контракта по прежней стоимости невозможно.2) Местная администрация может изменить стоимость контракта, если исполнение его на прежних условиях объективно невозможно, при этом срок заключенного контракта составляет не менее 1 года.3) Цена контракта может быть изменена (увеличена или уменьшена) при условии изменения цен (тарифов) на услуги и товары, регулируемых Правительством РФ.

В случае, если он отказывается — контракт заключается на определенных результатами торгов и документацией условиях. Во-первых, цена за единицу товара определяется исходя их результатов торгов, а не из начальных условий!

Еще один момент, который интересует многих заказчиков и участников — что делать с закупками, где спецификация состоит из нескольких пунктов.

44-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений на этот случай, следовательно, вполне можно увеличить количество поставляемого товара по одной или нескольким позициям, если в приложенной спецификации четко определяется цена за единицу каждого из вида товаров.

Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.


При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
(п.

Основываясь на этих нормах, ведомство делает вывод, что допустимо изменить количество товаров отдельного вида и при закупке продукции в ассортименте.

По вопросу об изменении контракта на закупку товаров разных видов Минэкономразвития также указывало: Закон N 44-ФЗ не запрещает в рамках контракта увеличить количество товаров одного вида и одновременно уменьшить число других.
Письмо Минэкономразвития России от 05.08.

2016 N Д28и-2081 Критерии определения улучшенных характеристик товара можно закрепить в госконтрактеМинэкономразвития отмечает следующее.
Чтобы избежать споров, полагаем, нужно закрепить эти критерии в контракте.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.
Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Можно ли уменьшить цену государственного (муниципального) контракта?

ФЗ предусматривает два случая, в которых стороны по согласованию могут изменить предусмотренное изначально количество поставляемого товара/объема выполняемых работ/объема оказываемых услуг (далее по тексту под словом товары будут пониматься и работы, и услуги, в зависимости от предмета закупки и конкретной ситуации) и, в прямой пропорции ему, цену, по которой заключается контракт. Статья 95 (подпункт б, пункт 1, часть 1) — увеличение или уменьшение объема закупаемых товаров не больше чем на десять процентов с изменением в прямой пропорции цены, по которой был заключен контракт. Статья 34 (часть 18) — увеличение объема закупаемого товара на сумму, не превосходящую разности между начальной максимальной и фактически сложившейся по результатам торгов ценой контракта, учитывая сформировавшуюся стоимость единицы товара.

1. Какие условия являются существенными 2. Изменение существенных условий 3. Как изменить госконтракт на строительные работы? 4. Как изменить ставку НДС в контракте? 5. Как улучшить предмет договора? 6. Когда существенные условия нельзя изменить? 7. Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ 7.1 Как изменить контракт на этапе заключения? 7.2 Как изменить контракт на этапе исполнения? 8 Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

  1. Для осуществления закупок в сфере атомной энергетики и космической деятельности соответствующими регулирующими органами предусмотрены типовые формы и условия контрактов, размещённые в ЕИС. Заказчики обязаны строго следовать установленным требованиям для данных видов закупок.
  2. При заключении контракта в случаях, предусмотренных отдельными пунктами ст. 93 44-ФЗ, договор может быть заключен в любой соответствующей ГК РФ форме, без применения требований частей 4— , — ст. 34 44-ФЗ.
  3. Для сделок, предметом которых является закупка новых машин или оборудования, возможно заключение контракта жизненного цикла, то есть договора, предусматривающего не только поставку, но и обслуживание объекта поставки.
  4. Если закупка касается деятельности в сфере охраны, воспроизводства и защиты лесов, в контракт включаются обязательные условия, предписанные ст. 19 Лесного Кодекса РФ о продаже лесных насаждений для заготовки древесины.

Заказчикам стоит иметь в виду, что Правительство РФ может определять минимальный срок исполнения контракта, а также требования к формированию лотов при закупке отдельных видов ТРУ.

Типичные ошибки при изменении контракта

Возможность и порядок внесения изменений в цену контракта по 44-ФЗ допускается с опорой на положения:

  • ст. 95 44-ФЗ;
  • Гражданского кодекса.

Ответственность сторон за нарушение положений контрактной системы указана в КоАП.

Для уменьшения цены и одновременного сокращения количества товаров или объемов работ и услуг нужно использовать методику, утвержденную Постановлением Правительства №1090 от 2013 года.

С 01.07.2019 г. 44-ФЗ дает основания, по которым допускается изменение существенных условий в государственных контрактах по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Что меняется Условия НПА
Любые существенные условия. При соблюдении следующих условий:
· контракт заключен не менее чем на 1 год;

· стоимость обязательств — не менее 100 млн. руб. (п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.);

· работы невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам;

· изменение не приведет к увеличению срока исполнения или суммы более чем на 30%.

Изменить существенные условия можно после письменного обоснования. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации.

п.8 ч.1 ст.95 закона № 44-ФЗ
Объем или виды выполняемых работ. Цена уменьшается или увеличивается на 10% в обе стороны. Возможность отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у ЕП. п.п.«в» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Срок исполнения контракта. Меняется только 1 раз, новый срок не должен превышать изначального срока.
Обязательства невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине исполнителя. Если виноват исполнитель, то на него налагается штраф (пени, неустойка), и он должен предоставить ОИК на новый срок. Срок действия банковской гарантии должен не менее чем на 1 месяц превышать измененный срок исполнения обязательств (ч.3 ст.96 44-ФЗ).
п.9 ч.1 ст.95 44-ФЗ

Государственный контракт отличается от иных гражданско-правовых договоров.

На основании ст. 420 ГК под договором понимается соглашение двух и более лиц по вопросам установления, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. В ст. 526 ГК подчеркивается, что по государственному и муниципальному контракту производятся закупки для обеспечения государственных и местных муниципальных целей. Таким образом, первое отличие контракта от договора состоит в том, что одной из сторон по контракту выступают государственные и муниципальные заказчики.

В ст. 3 44-ФЗ подчеркивается, что под контрактом понимается гражданско-правовой договор на закупку товаров, работ и услуг, который подписывается от имени РФ, субъекта или муниципального образования.

Цели подписания договора могут быть любыми, но не должны противоречить законодательству. Муниципальные контракты подписываются для удовлетворения местных интересов. Исполнителями государственного контракта могут быть:

  1. Любое юридическое лицо (за исключением компаний из офшоров).
  2. Индивидуальный предприниматель.
  3. Физическое лицо.

Заказчики, работающие в рамках 44-ФЗ, с учетом положений письма МЭР от 2014 года № Д28и-1889 должны подписывать контракт. С учетом разъяснений МЭР госконтракты подписывают казенные учреждения, государственные органы власти, бюджетные учреждения.

Помимо субъектного состава, контракты отличаются от договоров сферой правового регулирования. Так, подписание государственных контрактов опирается на специфичные нормы 44-ФЗ (его нормы имеют приоритет перед ГК), а обычного договора – на ГК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *