Сколько по нормам должно быть человек в классе в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько по нормам должно быть человек в классе в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
  3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

  1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
  2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые во��никают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

Максимальное количество учеников в классе 2021

  • Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
  • Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
  • Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
  • Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
  • В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
  • Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
  • Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
  • После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
  • Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
  • Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.

Система школьного образования была разбита на двухсменку неспроста, отмечает детский психолог Татьяна Остапенко. Она рассчитана на физиологические волны.

«Изначально смена была одна, и физиологически это правильно, потому что наш мозг максимально работает до 10 часов дня. Это как раз первые три урока, в которые администрация школы пытается заложить самые трудные предметы. А потом идут физкультура, труд, естествознание. Следующий скачок, когда мозг способен максимально впитывать информацию, идёт после обеда. Примерно с 13.30 до 15.00. Поэтому смен должно быть максимум две», – отмечает Остапенко.

В третьей смене ребёнок не попадает в такую волну, и это влияет на процесс усвоения информации и утомляемость. Ученика заставляют работать, когда его мозг «спит». Вся начальная школа, пятиклассники и выпускники должны ходить только в первую смену, уверяет наша собеседница.

Ещё у специалиста вопрос к организации перемен. Согласно нормам, каждая из них должна быть не менее 10 минут. Большая – после 2-го или 3-го урока – не менее 30 минут. Или же должны быть две большие перемены по 20 минут.

«Дети во время большой перемены должны находиться на улице и играть в подвижные игры», – поясняет Татьяна Остапенко.

К 5-6-му уроку у ребёнка, если ему не позволять бегать и играть, ухудшается концентрация, он постоянно отвлекается и не может адекватно усваивать информацию.

«Он смотрит в окно, может залезть под парту, начинает дёргать соседа, ему постоянно надо что-то доставать из сумки. Но это не потому, что ребёнок вредный и противный, а потому, что тело пытается сбросить напряжение таким образом. Ведь ему не дали возможности сделать это во время перемены», – объясняет Татьяна Остапенко.

В связи с этим психолог рекомендует проводить подвижные игры, особенно в начальном звене.

Психолог высшей категории Анна Поздеева рассказала, какие должны быть парты, чтобы ребёнок мог правильно формироваться.

«Парты должны соответствовать физиологическим нормам ребёнка, то есть быть под его рост и вес – не выше и не ниже, не шире и не уже. Когда ребёнок сидит на стуле, рабочая поверхность стола должна быть на расстоянии 30 сантиметров от подбородка. Иначе ребёнок будет либо наклоняться, если расстояние больше, либо отклоняться, если расстояние меньше», – сказала Поздеева.

Директор центра практической психологии «Тумар» и тренер-супервизор Любовь Фёдорова предлагает педагогам делить детей на группы.

«Каждые два месяца их нужно пересаживать, меняя состав этих групп, давать им групповые задания. Это улучшает психологический климат в классе, вырабатывает приёмы взаимоподдержки учеников, взаимовыручки», – говорит она.

Её коллега Татьяна Остапенко считает, что можно также между такими группами распределять задания по способностям детей.

«Я вижу только один выход: педагог должен поделить детей на тех, кто понимает быстро и кто медленно, и дифференцированно готовить задания для них. То есть тему он даёт всем одинаково, а вот вопросы по теме – для каждой группы индивидуально. Каждый будет учиться в своём темпе», – объясняет Татьяна Остапенко.

Такой метод не всегда приветствуют родители, но он значительно облегчает жизнь детям, подчёркивает она.

Преподаватель-тренер психологов Анна Поздеева относится скептически к тому, что какими-либо педагогическими или психологическими приёмами можно исправить положение дел. Только возведение новых школ и соблюдение необходимых норм обеспечат психологический комфорт и успеваемость у школьников, говорит она.

Психологи дают ряд советов родителям, дети которых учатся в больших классах:

  • будьте готовы к тому, что потребуются репетиторы, так как учитель в переполненном классе физически не успевает уделить внимание всем;
  • будьте готовы, что потребуется помощь психолога – из-за постоянной толкотни дети могут стать агрессивными;
  • давайте ребёнку эмоциональную поддержку, не кричите на него и не ругайте за то, что после школы он громко разговаривает;
  • увеличьте поход от школы до дома: задержитесь в парке, погуляйте по улицам, поиграйте на площадке; это поможет ребёнку разрядиться, спустить пар, вернуться в себя;
  • подкармливайте нервную систему: пейте витамины или комплекс микроэлементов, которые действуют успокаивающе; это может быть магний, цинк, витамины группы В; за назначением обязательно обратитесь к врачу;
  • укрепляйте иммунитет; в переполненных классах ребёнок может чаще болеть;
  • прислушивайтесь к своему ребёнку; если он говорит, что устал, но при этом носится как угорелый, он действительно устал – дайте ему сбросить напряжение.

Есть две категории людей: первая при утомлении затихает, им нужно замереть, они могут уснуть в автобусе, смотреть мультики, практически уснув, или слушать музыку, закрывая уши. Так они гасят шум, убирают лишние раздражители. Это способ восстановиться для ребёнка. У многих возникает потребность в дневном сне.

Вторая группа людей при переутомлении перевозбуждается. Ребёнок может кричать, бегать, плакать, спорить, быть очень обидчивым, ругаться. Ему хочется идти по дороге и прыгать, залезть на бордюр, что-то пнуть, поиграть на компьютере, побить грушу. Слушая музыку, такие дети прыгают, танцуют. Им нужен выплеск энергии, отмечает детский психолог Татьяна Остапенко.

Также она советует родителям не делать домашнее задание вместе с ребёнком или за него. Их задача – создать условия, чтобы ребёнок мог заниматься, и не отбить интерес к учёбе. Если заставлять ребёнка делать уроки по 5-6 часов, у него сформируется негативное отношени�� не только к школе, но и к процессу познания вообще.

Теперь в классе может быть больше 25 учеников!

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Директора средней школы «Шепог-Вэлли» зовут Тереза Дебрито. За пять лет пребывания на этой должности она наблюдала, как с каждым годом уменьшается число поступающих учеников. Родители наверняка бы обрадовались такой новости. Но Дебрито подобная перспектива пугает. «Через несколько лет из начальной школы будет выпускаться меньше 50 детей. Ох, и тяжело же нам будет».

В чём же дело?

Огромное число опрошенных мною учителей в США и Канаде дало утвердительный ответ на этот вопрос. Вот типичное объяснение:

Для меня идеальное число — 18. Достаточно, чтобы ни один ребёнок в классе не чувствовал себя беззащитным, но при этом каждый мог почувствовать свою значимость. 18 человек легко разделить на группы по два, три или шесть — в зависимости от нужной степени интимности. 24 — второе любимое число; дополнительные шесть учеников ещё больше повышают вероятность того, что среди них окажется какой-нибудь шалун, бунтарь или даже два. Но его энергетическая масса больше напоминает аудиторию, чем команду. Добавьте ещё шесть учащихся до 30, и мы ослабим энергетические связи настолько, что даже самый харизматичный учитель не сумеет творить чудеса постоянно.

А что с другой стороной? Отнимите шесть от идеального числа и получите Тайную вечерю. Это проблема. Двенадцать человек легко разместятся за праздничным столом; но старшеклассникам очень сложно сохранять обособленность в случае необходимости. В группе из 12 человек очень легко доминировать хулигану или задире. Если число уменьшить до 6, в такой группе вообще невозможно оставаться независимым. К тому же не останется места для разнообразия мыслей и впечатлений.

Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.

Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.

«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.

Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.

Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.

В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.

За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.

Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.

«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.

Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.

«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.

«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.

Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.

То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.

По закону, в одном классе не может быть меньше 5 детей.

Кроме того, наполняемость школьников также не может составлять больше:

  • 24 учащихся в начальных классах;
  • 30 учеников в классе средней, старшей или профильной школы.

Кроме того, начальная школа может обеспечивать обучение детям (независимо от их количества) одного или разного возраста, которые могут учиться в одном соединенном классе.

Наполняемость таких классов-комплектов составляет не менее 5 и не более 12 человек. Обучение в такой школе может организовываться одним или несколькими учителями, или в любой другой форме, которая является наиболее удобной для детей.

К тому же, если количество учеников не позволяет образовать класс, учащиеся могут продолжить обучение в этом учебном заведении не на очном обучении или в другом учебном заведении поблизости.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации:

от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252);

от 20 ноября 2020 г. N 655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 года.

Министр С.С. Кравцов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2021 г.

Регистрационный № 63180

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее — обучающиеся) по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — общеобразовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», а также индивидуальных предпринимателей (далее — Организации), и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.

3. Действие Порядка не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях1.


В рамках «регуляторной гильотины» Минпросвещения обновило порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. Новые требования вводятся с 1 сентября 2021 г. и будут действовать 6 лет.

Установлены сроки информирования органов МСУ родителями (законными представителями) детей о выборе семейной формы обучения. Регламентировано зачисление в образовательную организацию лиц, находящихся на семейном обучении, для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Прописано, что для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. При этом она должна проводиться по не более одному учебному предмету (курсу) в день.

Также учтены новые санитарные нормы и правила, принятые в 2020-2021 гг.

Геннадий Онищенко рекомендовал школам иметь два комплекта учебников «РГ» публикует новые санитарные правила для школ

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Г. Онищенко

Приложение

В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.

Наполняемость класса с обучением в пролонгированные сроки:

  1. глухие обучающиеся – максимум 9 человек;
  2. слабослышащие и позднооглохшие – до 8 человек;
  3. слепые до 9 человек;
  4. слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра – не более 12 человек;
  5. обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не более 5.

В условиях инклюзии количество человек колеблется:

  1. глухие, слепые, обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра – при двух учащихся с нозологиями в классе не более 15 человек, а при одном ученике не более 20 человек;
  2. слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие – при 2х учениках с ОВЗ не более 20 учащихся, при одном не более 20.
  3. обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи при количестве 25 учеников – не более 5 с нозологией, и аналогично с детьми с задержкой психологического развития.

Кроме этого, следует выделить группы со специальными адаптированными программами:

  • Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата до 5 человек в группе, слабовидящие до 9, а слепые до 7 человек.
  • По специальным программам для детей с умственной отсталостью в сопровождении с дополнительной нозологией, наполняемость до 5 человек.

Таким образом, мы видим, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, классы с обучающимися делят на несколько видов, таких как сельские, инклюзивные/компенсирующие и обычные. Нормативы наполняемости зависят от данных видов, и учеников, которые проходят обучение по специальным программам.

Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
  3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

Наполняемость класса зависит от соблюдения норм площади для одного учащегося, а также требований, касающихся расстановки мебели. Сюда же относятся обязательные нормы удаленности от окон. Требования к естественному и искусственному освещению также играют немаловажную роль в этом вопросе. Если все условия соблюдаются, то классы могут разделить по группам, которые формируются, в зависимости от предмета. Как видите, наполняемость класса — это не цифра, взятая из головы, а четко выверенное количество детей, соблюдая которое, обучение можно сделать максимально результативным.

Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

  1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
  2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

По мнению психолога Надежды Керовой, первый класс — это всегда сложный период для детей и родителей, сколько бы детей ни было в новом коллективе. В первый школьный год вся семья привыкает к новому формату жизни и режиму дня, адаптируется к новым социальным ролям, что бывает непросто.

— Чем меньше детей в классе, тем потенциально больше внимания может получить каждый ребенок. Но многое зависит от конкретного педагога. Многие справляются — им хватает и времени, и ресурса, чтобы поработать со всеми учениками. Но даже в таком случае нагрузка на учителя растет. Когда детей 20–25, работать легче и проще, чем когда их 30–35, — рассказывает психолог. — Некоторым педагогам тяжело с большими классами. В таком случае детям какое-то время может быть некомфортно, учебный процесс может идти не так гладко, как хотелось бы.

Надежда Керова говорит, что дети по-разному реагируют на начало учебы вообще и на большие коллективы в частности.

— Очень чувствительные дети могут страдать даже от большого количества фонового шума — звуков падающих ручек, шелестящих страниц, отодвигающихся стульев, которые неизбежно производит большой класс, — объясняет Надежда. — Для более устойчивых детей это не будет проблемой.

Надежда советует родителям быть более внимательными к первоклассникам — это поможет им успешно адаптироваться в школе при любом размере класса.

— Очень важно понимать, какова ситуация — «нам трудно, но мы справляемся» или «всё вышло из-под контроля, ситуация критическая». Если вариант второй, нужно не замыкаться в себе, внутри семьи, а искать помощь: обращаться к школьным психологам, логопедам, дефектологам или искать специалистов в поликлиниках, психологических центрах, — советует эксперт. — Иногда ребенку может потребоваться помощь невролога. Хороший эффект могут дать занятия с репетитором. Так ребенок получит опыт общения с педагогом в других, более комфортных себя условиях, поймет, что с ним все хорошо и начнет чувствовать себя более уверенно.

В некоторых особенно сложных случаях может потребоваться смена формата обучения (например, переход на индивидуальные занятия), учителя или школы. Надежда говорит, что для детей, которые из-за личных особенностей не могут комфортно учиться в больших коллективах, частная школа с маленькими классами может быть неплохим вариантом.

— Если родители могут позволить себе частную школу, а у ребенка складываются хорошие взаимоотношения с педагогом и одноклассниками, то почему бы и нет, — считает психолог.

  • 11 августа 2021, 13:27

    В Минобре рассказали, как в этом году в пермских школах пройдет 1 Сентября

  • 5 августа 2021, 20:01

    Почему не взяли в аренду и когда открытие? В мэрии Перми ответили на горячие вопросы о школе в ЖК «Арсенал»

  • 5 августа 2021, 11:22

    1 сентября не откроют: учеников распределяют по другим» class=»Vdd Vfj»>Школу в ЖК «Арсенал» к 1 сентября не откроют: учеников распределяют по другим

  • 2 августа 2021, 19:17

    № 93» class=»Vdd Vfj»>В Перми к началу учебного года откроют новый корпус школы № 93

«2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.»
«2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.»
По результатам опроса, проведенному в теме «Сколько учеников в классе Вашего ребёнка?» на форуме Sibmama, лидирует результат «от 25 до 30 человек», что не удивительно и полностью отвечает тенденциям сегодняшнего времени.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузке

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка
в академических часах
При 6-дневной неделе,
не более
При 5-дневной неделе,
не более
1 21
2-4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8-9 36 33
10-11 37 34

Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 — 4-х классов — 2 — 3-м уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов на 2 — 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4-м уроках.

Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Настоящие Правила регулируют отношения пользователей с оператором Международного Информационного Центра Новости России (далее — МИЦ).

И не менее 3,5 квадратных метра — при групповых занятиях. Здесь ничего не изменилось. Можно обратиться к нам напрямую или в региональные органы управления Роспотребнадзора для решения этого вопроса.

Для дистанционного обучения нельзя использовать мобильные телефоны. Но как будут проверять наличие ноутбука у каждого ученика, неизвестно. При этом ученики младших классов могут использовать ноутбуки только при наличии дополнительной клавиатуры, чтобы сидеть подальше от экрана.

Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения.

По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом.

Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Какое максимальное количество детей может быть в классе?

Есть корректировки технические, например слова «образовательный процесс» решили заменить словами «образовательная деятельность». Но есть положения, важные для учителей и родителей.

Выдача поливитаминных препаратов детям не допускается. Вместо этого при недостатке отдельных микроэлементах в меню должна использоваться специальная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащённая витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

По новому СанПиН типовая форма индивидуального меню не определена, поэтому Вы можете разработать её самостоятельно. При этом в меню должны быть прописаны рационы по назначению лечащего врача ребёнка.

В этом плане ничего не изменилось. У родителей по-прежнему есть право выбора школы. Можно отдать ребенка в школу по месту жительства, куда его обязаны принять в приоритетном порядке, без дополнительных условий, проведения отбора и вступительных испытаний, или выбрать любую другую школу независимо от места жительства и поступать на так называемые свободные места.

Если раньше много лет подряд подача заявлений от родителей будущих первоклашек начиналась не позднее 1 февраля, то теперь прием заявлений будет стартовать 1 апреля.

Причем и для семей, которые живут на закрепленной за школой территории, и для тех, чьи дети имеют преимущество при зачислении в 1-й класс, дата старта будет одна — 1 апреля. А завершаться прием заявлений от родителей будет 30 июня.

Если ребенок живет не на закрепленном за школой участке, то подавать заявление родителям будущих первоклассников нужно во вторую волну — с 6 июля. При этом не позднее 5 июля на сайте школ должны появиться сведения о наличии свободных мест для этой категории детей.

Если места остались, то в школу ребенка зачислят. Прием будет идти до заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября.

Списки закрепленных территорий публикуются на сайтах комитетов по образованию и образовательных учреждений. Родителям первоклассников есть смысл заранее уточнить номер школы по прописке. Списки закрепленных территорий ежегодно корректируются, поскольку ожидаемое количество будущих учеников первых классов должно соотноситься с количеством мест в школе.

Каждый год места в школах готовят с учетом миграции (это касается крупных городов) и с большим запасом. В Барнауле принимают во внимание повышенную востребованность некоторых школ в центре города и в спальных районах.

Чтобы понять, к какой именно школе относится ваш дом, нужно ознакомиться с приказом (распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Такой приказ по новым правилам в обязательном порядке должны издать 15 марта и опубликовать на сайтах школ в течение десяти календарных дней.

О максимально допустимой недельной учебной нагрузке учащихся

Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Даже если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление ребенка по месту жительства, она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе, указав причину.

Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной за ней территории. Может так случиться, что поступающих по месту жительства (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории) окажется больше, чем количество мест в школе. В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления.

В приеме документов государственная школа вправе отказать только в случае, если свободные места закончились. Тогда родители могут обратиться в местный комитет по образованию, где им обязаны помочь устроить ребенка в другую школу.

В приказе Минпросвещения прописаны несколько вариантов подачи заявления:

— лично в школу,

— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,

— в электронной форме через электронную почту школы или ее сайт,

— с использованием функционала региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Большая часть заявлений в нашем регионе подается через Портал образовательных услуг Алтайского края. Для того чтобы воспользоваться им, нужно иметь учетную запись на портале «Госуслуги».

Есть еще одно новшество в приказе, которое сделает подачу заявлений о приеме ребенка в первый класс удобнее, — обязательное размещение на сайте школы необходимых бланков.

Раньше школа могла выбирать, размещать ли бланк на сайте или на информационном стенде у себя в стенах. Теперь бланк всегда можно будет скачать с сайта, спокойно заполнить дома и принести в школу готовый документ.

Важно знать, что приему в первый класс подлежат дети, достигшие шести лет шести месяцев на момент начала обучения, то есть 1 сентября. Но ребенку не должно быть больше восьми лет. Зачисление в школу детей старше и младше этого возраста возможно по согласованию с учредителем образовательного учреждения — городским комитетом по образованию.

Напомним, в 2010 году главный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с параграфом 10.1 «наполняемость классов» не должна была превышать 25 человек.

Однако спустя 5 лет, постановлением №81 от 24.11.2015 Геннадий Онищенко внёс изменения в этот СанПиН. Абзац про ограничение в 25 человек получил новую формулировку:

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Таблица сравнения редакции №72 (25.12.2013) с №81 (24.11.2015) СанПиН 2.4.2.2821-10. Полный текст СанПиН 2.4.2.2821-10 с учётом изменений №3 от 24.11.2015.

То есть, теперь для каждого учебного кабинета нужно считать максимальную вместимость. И делать это надо с учётом п.4.9:

Площадь учебных кабинетов принимается без учёта площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

  • не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий
  • не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

И здесь начинается самое интересное. Если редакция СанПиН 2010 года позволяла в любом учебном классе разместить 25 человек, то теперь картина резко меняется.

В Одинцово большинство школ построены по типовому проекту 65-426/1 «Самолётик». Площадь классных комнат в таком здании составляет 49-53 м². Если разделить эту площадь на 2,5 м2, то получается, что в классе может быть не более 20 детей!

Но и это ещё не всё. Если учитывать требования к расстановке мебели, в том числе удалённость мест для занятий от светонесущей стены, а также требования к естественному и искусственному освещению, то получается и вовсе не более 16 (!) учеников в классе!

В новом учебном году количество учащихся муниципальных школ увеличилось на 4000 человек. По этому показателю Одинцовский район — один из лидеров в Подмосковье. При этом в растущие как на дрожжах новостройки преимущественно заселяются молодые семьи детородного возраста, поэтому фактическая потребность в школах больше нормативной, которая в некоторых микрорайонах Одинцово превышена в 15 раз! Из-за нехватки дополнительная нагрузка ложится на учреждения соседних микрорайонов.

На более чем 11 тыс. жителей ЖК «Одинцовский парк» (9 микрорайон) предусмотрена только одна начальная школа на 380 учеников. Средней школы даже в планах не было и нет. После начальной школы дети «парка» идут в другие городские учреждения, в которых и без них нормативная вместимость превышена в 5 раз!

В микрорайоне №6 на 15 тыс жителей и вовсе нет ни одной школы. Более того, нет даже сроков начала её строительства. Уплотнительную реконструкцию микрорайона ведёт «ЮАССтрой». Но пока компания строит только жилые дома и торговые центры. А это значит, что все дети 6-го микрорайона перегружают школы соседних микрорайонов.

Можно вспомнить и СОШ №17 в «Новой Трёхгорке», в которой 1 сентября 2016 года выстроились сразу девять первых классов, наполняемость которых составила 30 человек. А в Дубковскую школу (посёлок ВНИИССОК) 1 сентября придёт примерно 1950 школьников при проектной вместимости 825 учеников. Первых классов до буквы «З»!

В ЖК «Одинбург» стартовало строительство нового луча на 1000 квартир, тогда как планируемый срок сдачи школы — IV квартал 2019 года. Будет ли она построена в указанный срок — большой вопрос с учётом множества примеров других застройщиков. Сейчас дети «Одинбурга» посещают СОШ №9 во втором микрорайоне Одинцово, куда также привозят школьников из ЖК «Гусарская баллада». Школа переполнена.

Таким образом, ситуация усугубляется всё больше. Единственный выход — строительство новых школ с просторными классами. Однако вместо этого из бюджета района было потрачено 2 млрд руб. на платную школу в Раздорах. На эти деньги в Одинцовском районе можно было построить 2-3 обычные муниципальные школы. Кстати, гимназия имени Е. М. Примакова в Раздорах — одна из немногих, где нормативы неукоснительно соблюдаются. Численность учеников в классе не превышает 20 человек.

Чего не скажешь о школах города Одинцово: на 1 сентября 2017 года в Гимназия №4 — 5 первых классов по 34 ученика, ОЛГ — 5 первых классов по 34 учеников. По факту все городские школы перегружены. Почти во всех учится в два раза больше детей чем их проектная вместимость не говоря о нормативной.

Мы часто слышим про переход образовательных учреждений на «рыночные рельсы»: образовательные услуги и подушевое финансирование. Директора школ у нас теперь называются менеджерами, от которых работодатель требует эффективности. Но почему в их показателях эффективности нет соблюдения требования СанПиН? Почему они формируют классы со значительным превышением нормативных требований? Почему нарушают закон об образовании?

Ответ прост: они покрывают управленческие ошибки своих руководителей, своих работодателей. Зарплату ведь они получают не из наших рук, а от заказчика образовательных услуг. Роль родителей и детей — вторична, мы сырьё в этом бизнес-процессе.

Вторая смена не является нарушением СанПиН, если школа не имеет статус «лицея» или «гимназии», в отличие от превышения нормативной численности классов, которое является нарушением в любом случае. Но чиновники не хотят идти на понижение статуса учреждения, ведь это слишком наглядно покажет его ущербность перед соседями. Так власти отчитались о ликвидации второй смены в Лицее №2 и отказались от её введения в ОЛГ, а в результате «резиновая» Гимназия №14 приняла ещё больше учеников.

Из-за переполненных классов возрастает нагрузка и на учеников и на педагогов. Несмотря на «рыночные рельсы» заработная плата учителя не зависит от количества учеников в классах. В таких условиях школа теряет квалифицированные кадры.

В переполненных классах невозможно использовать современные образовательные методики и индивидуальный подход для раскрытия потенциала учеников.

Большое скопление людей в ограниченных пространствах ухудшает эпидемиологическую ситуацию — болеют и учащиеся, и педагоги, пропуская занятия.

Высокий результат на ЕГЭ, которым хвастают чиновники, это заслуга в первую очередь родителей, а не школы. Невозможно в условиях переполненных классов подготовить учеников к 100-бальному результату. Только дополнительные индивидуальные занятия с репетиторами.

Нет, если и дальше сидеть и ждать, когда чиновники позаботятся о наших детях, а не о детях губернатора.

В нашей стране сложился ручной метод управления. Решают только те проблемы, которые громче заявляют о себе и несут опасность для правящего класса. Яркий пример — активность обманутых дольщиков. Власти, безусловно, не должны вмешиваться в правоотношения между дольщиком и частной компанией. Но дольщики добиваются решения своих проблем планомерными, хорошо подготовленными и информационно раскрученными акциями.

Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите.

Списки закрепленных территорий публикуются на сайтах комитетов по образованию и образовательных учреждений. Родителям первоклассников есть смысл заранее уточнить номер школы по прописке. Списки закрепленных территорий ежегодно корректируются , поскольку ожидаемое количество будущих учеников первых классов должно соотноситься с количеством мест в школе.

Важно знать , что приему в первый класс подлежат дети , достигшие шести лет шести месяцев на момент начала обучения , то есть 1 сентября. Но ребенку не должно быть больше восьми лет. Зачисление в школу детей старше и младше этого возраста возможно по согласованию с учредителем образовательного учреждения — городским комитетом по образованию.

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Сколько человек максимум может быть по закону на сегодня в первом классе в Московской области в г. Долгопрудного. В нашем первом классе собираются учиться 34 человека. Родители против. Классы не большие. Какими нормами можно оперировать и какими закон. Актами (приказами)?

Угол видимости доски от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35° для обучающихся основного общего – среднего общего образования и не менее 45° для обучающихся начального общего образования.

Иногда у школы нет реальной возможности соблюдать все установленные нормативы, поскольку просто не хватает свободных кабинетов для распределения всех учащихся. Подобные нарушения являются ошибкой муниципальных и государственных властей, которые не принимают во внимание необходимость в строительстве новых школ.

Прежде всего необходимо обратиться к руководству образовательного учреждения и постараться урегулировать вопрос путем личных переговоров. Для этого необходимо написать обращение на имя директора образовательного учреждения с указанием своих контактных данных. Обращение необходимо подготовить в двух экземплярах: один экземпляр для школы, а второй экземпляр остается у вас (на этом экземпляре необходимо проставить отметку о том, что образовательное учреждение получило обращение).

Здесь же необходимо отметить, что существуют сельские школы, в которых позволено формировать классы- комплекты, в соответствии с возрастом и возможностями детей, наполняемость которых при объединении 1 + 3 классов, учащихся должно быть не более 10 человек, а 3+4 классы – не более 15.

  1. глухие обучающиеся – максимум 9 человек;
  2. слабослышащие и позднооглохшие – до 8 человек;
  3. слепые до 9 человек;
  4. слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра – не более 12 человек;
  5. обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не более 5.
  • Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
  • Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
  • 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
  • Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.
  • Наибольшая активность по дням недели приходится на вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот день нагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного. Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
  • Активность среди дня также приходится на второй и третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителям лучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в эти часы ставят наиболее сложные предметы.
  • Физкультуру ставят чаще всего ближе к последним урокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы, поскольку внимание детей будет расфокусировано.
  • Уроки, не требующие серьёзного умственного напряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.

Трое детей жительницы Шымкента Айжан Нахыпкызы учатся в школе-гимназии №50 имени Ахмета Байтурсынова, у всех переполненные классы. Они говорят родителям, что парт в кабинетах так много, что невозможно развернуться.

«У старшей дочери в шестом классе 33 ученика, у среднего сына в четвёртом – 30 детей, у младшего во втором классе – 32 учащихся. Первое время они сидели по три человека. Дочка жаловалась, что неудобно, людей много, все толкаются. Почерк у неё сразу изменился. Потом им поставили другие парты, но всё равно в классе мало места», – говорит Айжан.

Школа рассчитана на 1,5 тысячи мест, но здесь учатся более 2,3 тысячи детей.

Алматинец Данил Султанов рассказал, что его сын ходит во второй класс школы №76. В нём 34 ребёнка, но теснота, по мнению Данила, не ощущается.

«Чтобы это вызывало какие-то трудности, я не заметил. Школа новая, классы большие, деткам места хватает, учатся в две смены. Жалоб от родителей не поступало. Может, всё-таки от учителей и администрации зависит состояние комфорта», – предположил Данил.

Салтанат Досмухан из Нур-Султана считает, что переполненность школы однозначно мешает образовательному процессу. Её сын-первоклассник учится в школе №85, в классе 33 ученика.

«Учитель не успевает опросить и малую часть класса. Перевод своего ребёнка в другую школу я не рассматривала, так как частные школы дорогие, а в других государственных школах такая же ситуация. Наша школа хоть расположена не сильно далеко от дома», – пояснила женщина.

Как регулируется максимальное количество учеников в 1 классе?

Надежда Самсоненко из Уштобе (Алматинская область), учитель с 40-летним стажем, рассказала, что ей приходилось работать с большими классами. Чтобы давать качественные знания, она оставляла детей на дополнительные занятия.

«Как правило, в начальной школе идут «на учителя»: выбирают педагогов с хорошей репутацией. Если учитель ответственный, сознательный, ему приходится очень трудно в классе, где много детей. Мы работали по стандартам, предполагающим ежедневную проверку классной и домашней работ. Это большой труд. Кроме того, нужно опрашивать и оценивать детей во время урока. Я сразу вижу по глазам, что ребёнок недопонял что-то. Мои детишки часто оставались на дополнительные занятия, чтобы ещё раз механически отработать правила. Решил – пошёл домой. Только так удавалось добиваться хорошего качества знаний», – говорит Надежда Самсоненко.

Директор центра практической психологии «Тумар» и тренер-супервизор Любовь Фёдорова считает, что учитель физически не может контролировать качество обучения в классе, где обучается более 25 учеников. Однако даже эта норма, по её мнению, завышена.

«Если брать параметры, которые описаны в педагогической психологии, то каждый учитель может удерживать в поле своего внимания не более 12-18 учеников. Тогда это было бы качественное образование и воспитание. Такой подход используется в частных, но дорогостоящих школах», – поясняет Фёдорова.

Количество мест в классах/группах, согласно санитарным правилам, определяется по площади помещения:

  • 2,5 м2 на 1 ученика – для 12-15 мест;
  • 2,2 м2 на 1 ученика – для 16-25 мест;
  • 1,8 м2 на 1 ученика – для 26-49 мест;
  • 1,5 м2 на 1 ученика – для 50-75 мест;
  • 1,3 м2 на 1 ученика – для 76-100 мест;
  • 1,2 м2 на 1 ученика – для 100-150 мест;
  • 1,1 м2 на 1 ученика – для 150-350 мест;
  • 1,0 м2 на 1 ученика – для 350 и более мест.

Эти правила разработаны как для школ, так и для колледжей и вузов.

«Если в среднем классная комната имеет площадь в 40-45 квадратов, то можно посчитать, сколько человек может туда поместиться. Из расчёта 2,5 квадрата площади на ребёнка это 16-18 человек. Максимальное количество детей в обычном классе должно быть 25, для коррекционных классов – 15. Это связано с особенностями детей, потому что педагогу сложнее удержать их внимание», – сказала детский психолог Татьяна Остапенко.

Психолог высшей категории Анна Поздеева рассказала, какие должны быть парты, чтобы ребёнок мог правильно формироваться.

«Парты должны соответствовать физиологическим нормам ребёнка, то есть быть под его рост и вес – не выше и не ниже, не шире и не уже. Когда ребёнок сидит на стуле, рабочая поверхность стола должна быть на расстоянии 30 сантиметров от подбородка. Иначе ребёнок будет либо наклоняться, если расстояние больше, либо отклоняться, если расстояние меньше», – сказала Поздеева.

Директор центра практической психологии «Тумар» и тренер-супервизор Любовь Фёдорова предлагает педагогам делить детей на группы.

«Каждые два месяца их нужно пересаживать, меняя состав этих групп, давать им групповые задания. Это улучшает психологический климат в классе, вырабатывает приёмы взаимоподдержки учеников, взаимовыручки», – говорит она.

Её коллега Татьяна Остапенко считает, что можно также между такими группами распределять задания по способностям детей.

«Я вижу только один выход: педагог должен поделить детей на тех, кто понимает быстро и кто медленно, и дифференцированно готовить задания для них. То есть тему он даёт всем одинаково, а вот вопросы по теме – для каждой группы индивидуально. Каждый будет учиться в своём темпе», – объясняет Татьяна Остапенко.

Такой метод не всегда приветствуют родители, но он значительно облегчает жизнь детям, подчёркивает она.

Преподаватель-тренер психологов Анна Поздеева относится скептически к тому, что какими-либо педагогическими или психологическими приёмами можно исправить положение дел. Только возведение новых школ и соблюдение необходимых норм обеспечат психологический комфорт и успеваемость у школьников, говорит она.

Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат точкой опоры в распределении предметов.

Что учитывают при составлении расписания:

  • Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
  • Равномерное распределение часов у педагогов.
  • Биоритмы учащихся.
  • Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
  • Дополнительные занятия.

Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.

Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *