Продажа паев земли в Украине в 2021г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа паев земли в Украине в 2021г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Некоторые специалисты считают, что через два года, когда число покупателей пополнят юрлица, купленный сейчас земельный надел можно будет продать на 25% дороже. Земельный надел также можно сдавать и в аренду. На сегодняшний день фермеры готовы арендовать землю от $100 / га — на юге Украины до $ 200 / га — на севере.

«Если говорить о стоимости права аренды, то сегодня она составляет $120−150 за год (еще в прошлом году было $100). То есть договор на 10 лет — $1,2−1,5 тыс. В регионах Полесья (Сумская, Черниговская области, Новгород-Северский район), где супесчаные почвы, а также в Одессе стоимость колеблется в пределах $50−80 за год», — пишет Игорь Слободянюк.

За сколько можно будет купить с/х землю после 1 июля

Денис Шмыгаль отметил, что благодаря внедрению электронных земельных аукционов потенциал увеличения поступлений в местные бюджеты при условии эффективного управления землей составит до 12 млрд гривен.

А вот поступления в государственный бюджет будут ниже – 500 миллионов гривен на первом этапе, спрогнозировал заместитель министра агрополитики Тарас Высоцкий в эфире одного из украинских телеканалов. Все потому, что:

  • В государственный бюджет пойдет лишь 1% от стоимости продажи земли.
  • Несмотря на то, что 90% украинцев рады иметь право продать свою землю, только 7% действительно готовы это сделать. Поэтому в первые годы поступления в бюджет будут низкими.
  • С 1 июля 2021 года отменяется мораторий на продажу аграрной земли, кроме земель государственной собственности.
  • Покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения могут физические лица, граждане Украины, однако не более 100 гектаров в одни руки.
  • Продавать землю, находящуюся в государственной или коммунальной собственности нельзя. Иностранцам также рынок земли пока недоступен.
  • Зато арендаторы, которые сейчас арендуют у крестьян их паи, будут иметь преимущественное право на выкуп, если договорятся с владельцем – и сойдутся в цене.
  • Такие ограничения будут действовать 2,5 года. После этого на рынок земли зайдут юридические лица (компании) с возможностью покупать 10 тысяч гектаров. И, возможно, иностранцы.

Рынок земли открылся: сколько заработают владельцы земли и государство

Первый и самый главный спорный момент этого закона — право арендатора на преимущественный выкуп земли. Если холдинг не желает выкупить пай, то такое преимущественное право будет передаваться (продаваться) спекулятивным инвесторам для последующей перепродажи. Скорее всего, арендаторы будут иметь предварительные соглашения со спекулятивными инвесторами и станут фактическими продавцами паев.

Второй и немаловажный «подводный камень» — концентрация земель в одних руках. В проекте закона первого чтения была норма, которая разрешала сосредоточить до 35% земель в одних руках на уровне ОТГ. В окончательном виде закона эту норму убрали. 25% ОТГ в Украине имеют площадь меньше 10 тысяч га, то есть существует возможность, что один человек сможет выкупить все земли ОТГ и сделает общину зависимой от одной фирмы. В свою очередь, это может привести к давлению на местную власть при принятии решений.

К проведению электронных торгов тоже есть вопросы. К примеру, конкурентами на торгах могут выступать фирмы, которые находятся в сфере влияния одних и тех же людей. Такие манипуляции используются для занижения цен или борьбы с конкурентами на торгах. Также используются фирмы-прокладки, которые умышленно завышают цены на торгах для борьбы с конкурентами или для получения взятки. Есть случаи, когда фирмы не допускались по субъективным причинам организаторов торгов.

30 июля исполнился ровно месяц со дня запуска рынка сельскохозяйственной земли. За это время, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия, была заключена 2901 сделка по продаже земли, общая площадь реализованных участков составила 5324 га, а сумма сделок — 210 млн грн. Таким образом, средняя стоимость 1 га украинского чернозема составила 39,4 тыс. грн.

При этом в начале этого месяца рынок оживился — по состоянию на 3 августа было заключено уже 3498 сделок, в ходе которых было продано 6368 га.

Наиболее активно шла торговля в Киевской области (555 сделок на 507 га), а также в Полтавской — 389 сделок на 893 га и Винницкой области — 246 сделок на 353 га.

Главным фактором, по сути, является заложенное в законе ограничение, согласно которому сейчас землю могут покупать только физические лица, и не более 100 га в одни руки. Юридические лица смогут приобретать землю только с 2024 г., тогда и ожидается значительная активизация рынка. Хотя здесь нужно сделать ремарку относительно правительства: почему-то государственные мужи, которые разрабатывали дизайн реформы и знали все эти нюансы, все равно настаивали на том, что рынок будет активнее, и только недавно поменяли прогноз по объемам продаж, увидев фактическое положение дел.

Впрочем, надо учесть, что сейчас еще идет обкатка процессов. Например, для оформления сделок нотариусы должны быть подключены к Государственному земельному кадастру, но на сегодня это сделали только 4 тыс. из 6,5 тыс. нотариусов.

Средняя стоимость 1 га сельхозземли в 39,4 тыс. грн (на 3 августа) нерепрезентативна, если говорить о будущей ценовой динамике.

Олег Нивьевский отмечает, что средняя цена растет каждую неделю по мере увеличения количества транзакций, и уверен, что цена достигнет планки в $2,5 тыс. за 1 га.

Впрочем, министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко в конце июля прогнозировал, что средняя стоимость одного гектара до конца года будет на уровне 50 тыс. грн. При этом цена, конечно, будет отличаться в зависимости от региона, нормативно-денежной оценки земли и других показателей.

Если говорить о долгосрочной динамике, то по мнению министра, цены на сельхозгектары будут расти на 7–10% ежегодно, чему поспособствуют глобальные тенденции роста цен на продовольствие. Впрочем, такие оценки следует воспринимать с большой долей скептицизма, учитывая, что упомянутый выше прогноз правительства по земле только что провалился.

Рынок земли: чего ждать украинцам уже этим летом

Сегодня в законодательстве предусмотрены нормы, которые должны обезопасить собственников от продажи земли за копейки. В частности, цена продажи земли не может быть ниже, чем ее нормативно-денежная оценка, а она в зависимости от региона составляет 25-30 тыс. грн за 1 га.

Помогут ли фермерам (вы)купить участки

Некоторые стимулы для фермеров приобретать в собственность землю обеспечит государство — Кабинет Министров решил дать фермерам возможность воспользоваться программой государственных портфельных гарантий для покупки земли. Финансирование по этой программе будет предоставляться на срок до 10 лет, за счет гарантий государства банки смогут снизить процентную ставку. Этой программой смогут воспользоваться только малые и средние фермерские хозяйства, которые уже работают в агробизнесе и имеют земельный банк не более 500 га.

Также в этом году в госбюджете предусмотрены субвенции фермерам в размере 1 млрд грн на погашение кредитных ставок, и эти деньги также можно буде брать на покупку земли. Кроме того, фермеры могут привлекать средства на покупку гектаров за счет программы кредитования «5%-7%-9%».

Банковская система за счет кредитных ресурсов может значительно оживить рынок, но на сегодня этому есть препоны. В частности, согласно утвержденным Национальным банком Украины нормам определения кредитного риска, расчетный коэффициент залоговой стоимости земли установлен на уровне 0,35. То есть, для покупки земли на 1 млн грн банк может выдать фермеру кредит только в размере 350 тыс. грн, а остальное тот должен найти сам. Чтобы изменить ситуацию, регулятор должен пересмотреть этот норматив. Впрочем, НБУ пересматривает оценки рисков неспешно, и возможно, сделает это не раньше, чем через год.

Несмотря на начатую в 90–х годах земельную реформу по передаче земель государственной собственности в частную (паи земель колхозов и совхозов между их членами, индивидуальная приватизация, выкуп, др.), полноценное право на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения ее владельцы до сих пор не получили.

Начиная с 2002 года был введен мораторий на отчуждение определенных видов с/х земель, который со временем претерпел существенных изменений, направленных на недопущение его обхода.

На сегодняшний день действие моратория распространяется на отчуждение земель следующих видов:

  • земли товарного с/х производства;
  • земельные участки, выделенные из земельных долей (паев);
  • земельные доли (паи) и
  • все земли с/х назначения государственной и коммунальной собственности,

что в комплексе составляет львиную долю всех сельскохозяйственных земель Украины.

Кроме того, запрещено и изменение целевого назначения упомянутых видов земель, находящихся в частной собственности.

Закон вводит поэтапную отмену действующего запрета на отчуждение земельных участков с/х назначения частной собственности с рядом ограничений, которые в основном сводятся к ограничению их приобретения определенными субъектами, а также ограничению концентрации земли до определенной площади в «одни руки».

В частности, Законом предусмотрены следующие основные сроки запуска оборота права собственности на с/х землю:

  • в период с 1 июля по 1 января 2024 года – между гражданами Украины, государством, территориальными общинами;
  • с 1 января 2024 года – с участием юридических лиц, созданных по законодательству Украины, с определенными ограничениями;
  • после принятия решения на референдуме – с участием иностранных юридических лиц и граждан.

В то же время, запрет отчуждения земель государственной и коммунальной собственности остается в силе. Исключением будут земли крестьянского (фермерского) хозяйства государственной и коммунальной собственности, принадлежащие гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения. Такие лица имеют право их выкупить с рассрочкой оплаты до 10 лет.

Условия приватизация земель государственной и коммунальной собственности остаются неизменными. Кроме того, земельный фонд государственной и коммунальной собственности в дальнейшем возможно будет получить в аренду на земельных торгах.

Важным изменением является также отмена запрета на изменение целевого назначения земель в установленном порядке, что позволит удовлетворить потребности других отраслей.

В период с 01.07.2021 по 31.12.2023 гг. разрешен оборот земель между гражданами Украины

В этот период отчуждение с/х земель частной собственности будет разрешено фактически между гражданами Украины из расчета не более 100 га в «одни руки». Консолидация с/х земель гражданином Украины в размере 10 000 га предусмотрена только с 1 января 2024 года.

Для юридических лиц будут действовать аналогичные условия действующего моратория. При этом приобретение в собственность юридическими лицами разрешенных видов с/х земель (например, земли для садоводства, земли фермерского хозяйства) будет возможным при условии соблюдения требований к корпоративной структуре таких лиц, их конечных бенефициарных собственников, о чем пойдет речь далее.

Начиная с 1 января 2024 – запуск рынка для юридических лиц с определенными ограничениями

Начиная с 1 января 2024 юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, имеют право приобретать в собственность все виды с/х земли в пределах 10 000 га. Ограничение по консолидации также будет учитывать совокупный объем земли с/х назначения, которым обладают на праве собственности конечные бенефициарные собственники такого юридического лица.

Корпоративная структура юридических лиц, которые приобретают земли с/х назначения, должна быть прозрачной, не содержать никаких «промежуточных звеньев», и включать в своем составе только граждан Украины и/ или государство, и/ или территориальную общину.

Юридическим лицам (независимо от резидентности) прямо запрещено приобретать корпоративные права юридических лиц, которые владеют сельхоз землей на праве собственности. Эта норма может быть отменена по результатам референдума, что позволит более удачно структурировать агробизнес в соответствии с его собственными нуждами.

Почем гектар. Как заработал рынок земли, и что будет дальше

Иностранные юридические и физические лица, кроме резидентов государства–агрессора или оккупанта, других государств, находящихся под санкциями, смогут приобрести в собственность земли с/х назначения при условии принятия такого решения на референдуме.

Если такое решение будет принято, Закон предоставляет в дальнейшем почти равные возможности иностранцам по сравнению с отечественными субъектами хозяйствования.

В таком случае инвесторы смогут осуществлять свою деятельность через юридическое лицо, созданное по законодательству Украины.

Наряду с этим, напомним, что приобретение иностранными субъектами земельных участков в аренду остается неизменным, – последние имеют право арендовать с/х земли на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины.

Подготовка земельного участка к продаже

Договор купли–продажи земельного участка должен содержать все существенные условия, перечисленные в статье 132 Земельного кодекса Украины, в том числе, кадастровый номер, целевое назначение, состав угодий, существующие ограничения и т. п.

Поэтому, до момента заключения следует провести предварительную проверку регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре, а также проверку регистрации права собственности на него в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, корректность всех данных, содержащихся в реестрах и, при необходимости, принять соответствующие меры по такой регистрации/ корректировке.

На практике, к сожалению, мы видим немало ситуаций, при которых, кроме уже стандартных на сегодняшний день вопросов по регистрации земельного участка или права собственности на него, также прилагаются имеющиеся технические ошибки в данных, внесенных в Государственный земельный кадастр, отсутствие таких данных (например, состава угодий, адреса земельного участка) и т.д., что в дальнейшем является основанием переноса сделки до исправления таких ошибок.

Как действовать, если предметом интереса покупателя является земельная доля (пай)

Без внимания Закон оставил условия регулирования оборота земельных долей (паев), лишь продлив запрет их отчуждения в пользу юридических лиц до 1 января 2024 года. Наряду с этим условия по ограничению консолидации, структуры собственности на земли с/х назначения относятся именно к земельным участкам, что очевидно создаст немало дискуссий по этому поводу. В этом вопросе мы придерживаемся консервативной позиции и рассматриваем определенные в Законе изменения к статье 130 Земельного кодекса Украины как такие, которые в том числе распространяются и на земельные доли (паи).

Более того, анализ действующего законодательства и изменений, которые вводятся, дают основания сделать вывод, что приобретение в собственность земельных долей (паев) по договорам купли–продажи будет возможным после их выделения в натуре (на местности).

Целесообразность прохождения такой процедуры до приобретения актива также обусловлена ​​существующими рисками данной категории актива, учитывая неопределенность его границ на местности, что на практике создает немалые риски в фактической реализации последующего выделения пая в натуре (на местности).

Преимущественное право выкупа

Сейчас преимущественное право выкупа земельных участков имеют их совладельцы и арендаторы, кроме определенных исключений. Однако, фактически такое право можно будет реализовать гражданами Украины и юридическими лицами на равных условиях только с 1 января 2024 года. Дополнительно закон предусматривает отдельный механизм уступки первоочередного права выкупа очень простым способом – путем уведомления собственника.

Окончательные выводы о субъектах, которые будут иметь преимущественное право выкупа, процедуры его применения, можно будет сделать после принятия законопроекта № 2194, рассмотрение которого ожидается в ближайшее время.

Поэтому, в любом случае до приобретения земельного участка следует выполнить условия по обеспечению реализации преимущественного права на его приобретение упомянутыми субъектами. В противном случае новый собственник рискует потерять такой актив в будущем.

Влияет ли смена собственника на действующие договоры аренды или эмфитевзиса

Приобретая земельный участок следует также учесть возможное наличие прав третьих лиц на пользование им. Смена собственника земельного участка, выделение в натуре (на местности) земельной доли (пая) с ее последующей продажей не прекращают действие уже заключенных договоров аренды, эмфитевзиса, как и не является основанием для внесения изменений в них.

Учитывая указанное, перед приобретением актива следует внимательно проверить действующие договоры на предмет пользования земельными участками, земельными долями (паями) и оценить дальнейшие перспективы реализации актива, который приобретается.

Дополнительные требования к договорам купли–продажи

К сделкам по отчуждению земельных участков будут установлены следующие дополнительные требования:

  • Все оплаты должны проводиться в безналичной форме;
  • Приобретатель актива должен пройти финансовый мониторинг и подтвердить источник получения средств;
  • Цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре с земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки.

Следует отдельно напомнить, что для целей налогообложения перед заключением договора купли–продажи земельного участка между физическими лицами следует также провести его экспертную оценку. Для юридических лиц такое требование не является обязательным.

Другие действия, которые следует предпринять, готовясь к получению актива

Безусловно, длительная история земельной реформы обусловила многочисленные нарушения в ходе правоотношений, сложившихся с момента первоначального приобретения права собственности на земельный участок, долю (пай) до сих пор, в том числе нарушения условий действующего моратория, заключение соглашений, ограничивающих право пользования земельным участком, несоответствие фактических границ земельного участка границам, закрепленным в документации по землеустройству и т. п.

Поэтому, перед приобретением прав на земельные участки мы рекомендуем в любом случае проводить их правовую и техническую проверки («due diligences»). Также напоминаем о необходимости по��учения агрохимического паспорта, в т. ч. для проверки состава и качества почвы земельных участков.

Закон на первых этапах создает благоприятные условия для агробизнеса по привлечению кредитных средств, учитывая отсутствие запрета банкам обращать взыскание на такой актив. Кроме того, к такому обращению не применяются условия консолидации (ограничение в площади). Однако, наряду с этим Законом установлено требование об отчуждении банками земельных участков в течение следующих 2–х лет, что значительно снижает привлекательность такого имущества под залог, учитывая ограниченный круг субъектов, которые смогут его приобрести, по крайней мере, в течение следующих трех лет.

Закон предусматривает достаточно жесткие меры к нарушителям условий оборота земель сельскохозяйственного назначения в виде конфискации земли или признании сделок недействительными.

Конфискация земельных участков (чрезмерно приобретенной их площади) будет проводиться на основании решения суда по искам Государственного геокадастра. Собственник земельного участка, допустивший нарушение, будет иметь право на получение компенсации стоимости земельного участка, определенной по результатам земельных торгов (за вычетом расходов на их проведение).

Напомним: согласно закону № 552-IX, который Верховная Рада приняла 31 марта 2020 года, внедрение свободного земельного рынка будет поэтапным.

С июля 2021 года покупать и продавать земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью до 100 га смогут граждане Украины. С 1 января 2024 года доступ к земле получат юридические лица с украинскими собственниками. Они смогут покупать до 10 тыс. га. Запрещена продажа государственных и коммунальных земель.

Читай также: Большая часть украинцев поддерживает продление моратория на продажу земли: Опрос

Но есть определенные исключения. Во-первых, государственную и коммунальную сельхозземлю можно передавать в наследство. Во-вторых, даже пока действует запрет на продажу земли юрлицам, угодья смогут получать в собственность банки в качестве залога.

Что еще важно: до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки. По данным Госгеокадастра, по состоянию на 1 января 2020 года нормативная денежная оценка 1 га пашен в среднем по Украине составляла 28,7 тыс. грн., многолетних насаждений – 53 тыс. грн., сенокосов – 7 тыс. грн., пастбищ – 5,2 тыс. грн.

Земельная реформа: что изменится с 1 июля 2021

Будут фермеры претендовать на покупку сельхозземель? Разумеется, будут. По данным, которые еще пару лет назад озвучивали представители ликвидированного МинАПК, в Украине почти 30 тыс. малых фермерских хозяйств имеют в своем распоряжении земельные банки площадью до 100 га. Это как раз и есть «целевая аудитория» грядущей реформы.

Читай также: Конституционный суд рассмотрит вопрос о рынке земли: Детали

Тем более что земля, которую обрабатывают фермеры, арендованная, а значит, де-факто им не принадлежит. И многие аграрии задумаются о том, чтобы заполучить участки в собственность. Потому что договор аренды не дает гарантий, что фермер сможет пользоваться землей завтра. А когда начнется активная купля-продажа участков, и спрос на них вырастет, у арендодателей будет большой соблазн расторгнуть договора и перепродать землю за хорошие деньги.

Но проблема в том, что далеко не все фермеры смогут стать собственниками земли. Главным образом потому, что это будет для них чрезвычайно дорогим приобретением. Если отталкиваться от нормативной денежной оценки (а как мы помним, землю нельзя будет продавать ниже этой планки), то покупка участка площадью 100 га может вылиться минимум в 2,8–3 млн. грн., что равноценно сумме в 100 тыс. долл., плюс-минус.

По оценкам же аграрного комитета ВР, открытие земельного рынка приведет к удорожанию гектара сельхозземель до 1,5 тыс. долл. А в Минэкономики считают, что за 1 га продавцы будут просить и 2–2,5 тыс. долл.

Читай также: Как оформить землю в Украине в 2020 году

Итого фермеру придется выложить на-гора до 150–250 тыс. долл. за участок. Вряд ли многие смогут раскошелиться на такую сумму. Особенно если учесть, что уходящий 2020 год был не самым удачным для многих хозяйств, прежде всего, для ягодных и ореховых ферм, садоводов, которые собрали урожай раза в полтора ниже, чем годом ранее. Так что свободных денег у фермеров явно нет.

Брать взаймы? Возможно. Кабинет Министров еще накануне принятия земельного закона обещал, что аграриям на покупку земли будут выдавать льготные кредиты под 5%. Смеем предположить, что такие займы станут частью программы «5–7–9». Но если вспомнить, что эта программа работает, в основном, на рефинансирование старых долгов, а новые кредиты банки бизнесу выдавать не хотят, вероятность получить кредит на землю стремится к нулю.

Президент Владимир Зеленский в середине октября подписал указ о передаче 2 млн. га сельхозземель объединенным территориальным общинам (ОТО/ОТГ). То есть эта государственная земля стала коммунальной. Он заявил, что это – важный шаг в рамках программы децентрализации, которая началась еще в 2018 году с передачи сельхозземель в собственность теробщин. В общей сложности, ОТО получили уже почти 4 млн. га земли.

Какое это имеет отношение к земельной реформе? Самое прямое: в свое время местные власти смогут продавать коммунальную землю. Пока общины могут использовать ее для своих нужд или сдать в аренду фермерам. Но потом смогут и продавать. И, к слову, механизм этой продажи пока не очевиден.

Читай также: Эксперт: Теневой рынок зерна в Украине достигает 50% в год

А еще Зеленский заявил, что около 5 млн. га сельхозземель в Украине украдено. Аналогичную цифру озвучивал и глава Госгеокадастра Роман Лещенко. По его словам, землю приватизировали. То есть вывели из-под моратория и продали. Эту площадь можно тоже списывать со счетов. Также Лещенко сообщил, что земля постоянно деградирует из-за интенсивной эксплуатации, и порядка 6,5 млн. га непригодны для земледелия.

Таким образом, в частной собственности находится где-то 31 млн. га, большая часть из которых сданы в аренду. Еще 4,5–5 млн. га – в государственной/коммунальной собственности и 5 млн. га якобы приватизированы не вполне законными способами. В сумме как раз и получается 41 млн. га, которые по кадастру подпадают под действие моратория.

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

Рынок земли в Украине 2021: Сколько будет стоить гектар

Многие так и не зарегистрировали свои паи в кадастре. Предметом продажи является исключительно полностью сформированная и зарегистрированная земля:

  • с кадастровым номером, целевым назначением и ограничениями;
  • выделенная в натуре и внесенная в Земельный кадастр;
  • с зарегистрированным в Реестре вещных прав собственником.

До 01.01.2030 года цена продажи пая – не ниже нормативной денежной оценки. Дополнительно потребуется экспертная оценка земельного участка в случае сделки между физлицами – для налогообложения.

Рыночная цена паев будет складываться конъюнктурно. Многое зависит соотношения спроса и предложения, категории и качества земли, расположения и формы участка, отсутствия эрозии почвы. Необходимо учесть право проезда по вашей территории с/х техники соседей.

Продавец уплачивает налоги с полученного от продажи пая дохода по ставке:

  • 0% — при совокупности факторов:
    • продается участок площадью не более положенного по безоплатной передаче;
    • участок находится в собственности свыше трех лет;
    • это первая продажа земли или объектов недвижимости в текущем году;
  • 5% налог с дохода + 1,5 военный сбор уплачивает резидент Украины во всех остальных случаях;
  • 18% налог с дохода + 1,5% военный сбор уплачивает нерезидент.

Участок либо все имущество владельца может находиться под арестом. В отношении владельца земли может быть открыто дело о банкротстве. Собственник может судиться с совладельцами, претендентами на наследство, супругами, деловыми партнерами. Перечень проблемных ситуаций бесконечен.

До сделки все ограничения и запреты на продажу земельного пая должны быть сняты.

Самый удобный вариант убедиться в юридической чистоте своего имущества – заказать полную проверку участка по всем реестрам.

У многих земли стоят в полном запустении. Скосите траву, срежьте дикие кустарники, установите межевые знаки, чтобы покупатель четко представлял границы участка.

Сфотографируйте участок с максимально высокой точки. Хорошо работает в объявлениях скриншот с онлайн-карты с обозначением формы и расположения участка на местности. Добавьте к объявлению качественную фотографию Выписки из ГЗК – там указаны все важные для покупателя данные, включая ограничения.

Подготовьте подробное объявление с указанием площади, целевого назначения, адреса, важных характеристик земли. Удобно и бесплатно размещайте объявление в каталоге BROK.land.

В ходе торга цена участка не может стать ниже предложено арендатору. Вы можете договориться с арендатором о продлении договора аренды с новым собственником, это нередко повышает привлекательность земли и ее цену.

Максимальное количество заинтересованных лиц и реальный торг за участок в онлайн-режиме. Продавцы выставляют землю через аккредитованные в системе Прозорро электронные площадки. Стартовая цена – не ниже нормативной оценки. Продавец размещает объявление о продаже участка в системе.

Уже с 1 июля 2021 года вступает в силу закон об обороте сельскохозяйственных земель, который Верховная Рада приняла еще в марте прошлого года. А 28 апреля нынешнего года Рада законодательно утвердила передачу находящихся в госсобственности земель в коммунальную собственность

Украина владеет землями, составляющими 5,7% территории Европы, — это 60,3 млн га. Из них почти 70% — это плодородные сельскохозяйственные угодья. Земель сельскохозяйственного назначения на Украине примерно 27 млн га, из которых 17 млн, или 62%, передано в аренду. По оценке экспертов, суммарно рынок земли в 2021-2022 годах составит до 4 млн га. На четверть это будет рынок по покупке земель фермерами и единоличниками, но в основном — гибридные операции крупных компаний, банков и объединенных территориальных громад.

Рынок земли сельхозназначения будет запускаться в несколько этапов. С 1 июля 2021 года землю смогут купить только физические лица, являющиеся гражданами Украины. Максимальный размер — 100 га на человека (в первом чтении предлагалось продавать до 10 тыс. га одному покупателю).

С 1 января 2024 года наряду с физлицами землю смогут покупать также юридические лица с украинской структурой собственности, территориальные общины и государство. При этом максимальный размер покупки может составлять 10 тыс. га.

Иностранцы (физические и юридические лица) смогут приобретать землю только в случае положительного голосования на всеукраинском референдуме. Эта норма была внесена ко второму чтению закона. Когда будет проведен референдум — пока неизвестно.

Однако де-факто в стране давно действует нелегальный рынок земли. Придумано множество схем обхода моратория: меняют целевое предназначение сельхозземель; берут их в аренду на 49 лет, а потом продают корпоративные права; изымают через суд в качестве погашения фиктивных долгов собственника земельного пая и т.д. В итоге огромное количество сельхозземель находится сегодня в нелегальном использовании.

По мнению специалистов, на сегодня существует три основных категории потенциальных покупателей земли.

Первая из них — это обычные трейдеры, которые намерены сейчас купить землю, сдать на два года ее в аренду, а с наступлением 2024-го перепродать. Дополнительная маржа на продаже, по расчетам специалистов (кроме получения арендной платы за год в размере 10-15% от нормативной денежной оценки земли), — не менее 25%. Землю они рассматривают как новую альтернативу традиционным активам в виде депозитов, недвижимости и тому подобного. Появился даже новый неформальный термин — клуб частных земельных инвесторов. Вполне возможно, что эта категория покупателей сейчас наиболее платежеспособна.

Вторая категория потенциальных покупателей — мелкие и средние по масштабам бизнеса фермеры. К покупке земли их может побудить желание расширить свое производство. Но денег у фермеров крайне мало, хотя они и пытаются аккумулировать немного до открытия рынка. Сегодня фермеры признаются, что в лучшем случае они смогут выкупить около десятой части от площадей, которые сейчас арендуют. Вполне естественно, что банкиры видят в открытии и формировании «белого» рынка сельхозземель огромный потенциал для агрокредитования. Однако, хотя банки и планируют дальнейший рост кредитования фермеров, «кредитный бум» на рынке земли вряд ли случится уже в этом году.

И третья категория претендентов на землю — это представители интересов крупных агрохолдингов в лице доверенных физлиц из числа топ-менеджеров компаний, членов семьи собственников предприятий и т.п. Большинство холдингов настроены вести себя на рынке земли сдержанно, по крайней мере первые два года. Амбициозных крупных игроков, которые уже планируют, например, удвоить свой земельный банк, на Украине пока крайне мало.

В Украине стартовала продажа сельскохозяйственной земли

Сейчас подавляющее большинство земель с/х назначения находится в долгосрочной аренде (до 50 лет). Но это не значит, что владельцы паев не смогут продавать свою землю. Сейчас она находится во временном пользовании агропредприятия или фермера, который обрабатывает паи.

Владелец земли имеет право распоряжаться своей частной собственностью по своему усмотрению. Другой вопрос, что, возможно, придется расторгать договор аренды или иным образом решать вопрос прекращения арендных отношений.

С 1 июля 2021 года владельцы паев смогут продать свою землю любому физическому лицу, являющемуся гражданином Украины. При этом будет действовать ограничение – не более 100 гектаров в одни руки.

Украинские юридические лица и предприятия, которые, например, арендуют пай человека, который хочет его продать, смогут покупать землю только с 1 января 2024 года и не более 10 тыс. гектаров в одни руки.

При этом согласно новому земельному закону первоочередное право выкупа имеет тот, кто арендует пай. Но, если это агропредприятие, то оно сможет это сделать только в 2024 году.

Если вы нашли покупателя – физическое лицо, гражданина Украины, нужно обратиться к предприятию, где пай в аренде, и предложить выкупить участок на ваших условиях и по вашей цене.

Поскольку предприятие не имеет возможности самостоятельно приобрести ваш земельный участок, оно может воспользоваться правом на переуступку преимущественного права на выкуп вашего пая.

То есть предприятие может передать право на выкуп другому физическому лицу, в том числе и вашему конкретному покупателю.

Для продажи земельного участка необходимы следующие документы:

  • документы, подтверждающие право собственности на земельный участок;

  • выписка из Государственного земельного кадастра

  • паспорта и регистрационные номера учетной карточки налогоплательщика сторон договора;

  • отчет об экспертной денежной оценке земельного участка;

  • если договор заключен представителем по доверенности от вашего имени, то необходимо предоставить такую доверенность, паспорт и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика представителя по доверенности.

  • если недвижимое имущество приобреталось в браке, который расторгнут, или покупатель состоит в браке в настоящее время, то необходимо предоставить нотариусу согласие супруга на заключение договора, свидетельство о браке или свидетельство о расторжении брака.

Если сведения о вашем земельном участке отсутствуют в Государственном земельном кадастре, вам необходимо обратиться к землеустроительной организации, имеющей соответствующую лицензию.

Сделав документацию, нужно обратиться в Центр предоставления административных услуг по месту расположения земельного участка для его регистрации в Государственном земельном кадастре.

Как продать пай после 1 июля 2021


Плата за землю в Украине включает две составляющие — земельный налог и арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Земельный налог — налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Кроме бувших членов КСП право на земельный пай имеют:

  • граждане — наследники права на земельную долю (пай), удостоверенную сертификатом;
  • граждане и юридические лица Украины, которые в соответствии с законодательством Украины приобрели право на земельную долю (пай);
  • гра ждане Украины, эвакуированные из зоны отчуждения, которые были отселены из зоны без условного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также гра ждане Украины, самостоятельно переселившиеся с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, проживающие в сель ской местности (ст.1 ЗУ «О порядке выделения в натуре (на местности) земельних участков собственникам земельных долей (паев)»).

Основанием для выделения земельних участков в натуре (на местности) владельцам земельних паев является решение соответствующего сельского, поселкового, городского сонета или районной государственной администрации. Для этого владельцы сертификатов на право на земельный пай должны обратиться в соответствующий местный орган с заявлением.

Земельный пай выделяется его владельцу в натуре (на местности), как правило, одним земельным участком. По желанию обратившегося ему когут бать выделены в натуре два земельних участка с различным составом сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища).

В то же время, если за выделением земельного пая обратились два владельца с совместным заявлением (например, супруги) участок может бать им выделен единым массивом в общую собственность.

Распределение земельних участков в пределах одного сельскохозяйственного предприятия проводится на собрании собственников земельних паев в соответствии с проектом землеустройства. Распределение земельних участков между собственниками земельних долей в пределах одного сельскохозяйственного предприятия проводится с согласия не менее двух третей собственников земельныхпаев, а при его отсутствии – путем жеребьевки.

Результат распределения земельних участков между собственниками земельних долей (паев) в пределах одного сельскохозяйственного предприятия оформляется соответствующим протоколом, который подписывается собственниками земельних долей (паев), принявших участие в их распределении. К протоколу о распределении земельних участков между собственниками земельних долей (паев) добавляются проект землеустройства по организации территории земельних долей (паев), список лиц, принявших участие в их распределении.

Протокол о распределении земельних участков между собственниками земельних долей (паев) утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским сонетом или районной государственной администрацией и является основанием для принятия решения о выделении земельних долей (паев) в натуре (на местности) и выдачи государственных актов на право собственности на земельный участок.

Оформление государственных актов на право собственности на земельный участок собственникам земельних долей (паев) осуществляется землеустроительной организацией, выполнившей землеустроительные работы о выделении земельних долей (паев) в натуре (на местности).

Владельцу одной или более земельной доли в пределах земель, находящихся в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, выдается один государственный акт на право собственности на земельный участок. Собственникам земельних паев, которым земельные участки выделены в натуре (на местности) единым массивом, выдается государственный акт на право собственности на земельный участок, который удостоверяет их право общей долевой собственности или общей совместной собственности.

Нераспределенные (невостребованные) земельне участки по решению соответствующего сельского, поселкового, городского сонета или районной государственной администрации когут передаваться в аренду для использования по селевому назначению на срок до момента получения их владельцами государственны актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды земельного участка, а собственники земельних долей (паев) или и хнаследники, не принявшие участие в распределении земельних участков, извещаются о результатах проведеного распределения земельних участков в письменной форме, в случае если известно их местонахождение.

1 июля 2021 вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения». Открытие рынка земли будет происходить в два этапа.

С 1 июля 2021 по 1 января 2024 года:

  • а) только граждане Украины смогут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Указанное ограничение не распространяется на земельные участки, приобретенные в собственность гражданином до введения в действие настоящего Закона;
  • б) запрещается купля-продажа или иным способом отчуждение в пользу юридических лиц земельных участков, находящихся в частной собственности и отнесенных к землям для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре владельцам земельных паев, а также земельных паев, кроме перехода к банкам права собственности на земельные участки в качестве предмета залога, передачи земельных участков по наследству, обмена (мены) земельного участка на другой земельный участок с одинаковой нормативной денежной оценкой или разница между нормативной денежной оценкой которых составляет не более 10 процентов и отчуждения земельных участков для общественных нужд.

С 1 января 2024 года:

Собственниками земли сельскохозяйственного назначения смогу быть:

  • а) граждане Украины;
  • б) юридические лица Украины, созданные и зарегистрированы по законодательству Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины;
  • в) территориальные общины;
  • г) государство.

Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения может также приобретаться банками только в порядке обращения взыскания на них как на предмет залога. Такие земельные участки должны быть отчуждены банками на земельных торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности.

Только при условии одобрения на рефрендуме собственниками земли сельскохозяйственного назначения смогу быть:

  • иностранцы;
  • лица без гражданства;
  • юридические лица, участниками (учредителями) или конечными бенефициарными собственниками (контроллерами) которых являются лица, которые не являются гражданами Украины.

При любых условиях, в том числе в случае одобрения на референдуме, запрещается приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:

  1. юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины — на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), и которые расположены ближе 50 километров от государственной границы Украины (кроме государственной границы Украины, которая проходит по морю)
  2. юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются граждане государства, признанного Украиной государством-агрессором или государством-оккупантом;
  3. лицами, принадлежащими или принадлежавшими к террористическим организациям;
  4. юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются иностранные государства;
  5. юридическими лицами, в которых невозможно установить бенефициарного собственника (контроллера);
  6. юридическими лицами, бенефициарные владельцы (контроллеры) которых зарегистрированы в оффшорных зонах, внесенных в перечень оффшорных зон Кабинетом Министров Украины;
  7. физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде запрета на заключение сделок по приобретению в собственность земельных участков, а также связанными с ними лицами;
  8. юридическими лицами, созданным по законодательству Украины, находящимися под контролем физических и юридических лиц, зарегистрированных в государствах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем .

Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина не может превышать десяти тысяч гектаров. Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности юридического лица (кроме банков) не может превышать общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности всех ее участников (членов, акционеров), но не более десяти тысяч гектаров.

До 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки.

Продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности запрещается.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

Как продать земельный пай после открытия рынка земли: пошаговая инструкция

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Закон №552-IX, отменяющий мораторий на продажу сельхозземель, Верховная Рада приняла в марте ­2020-го. Рассмотрение документа сопровождалось митингами под зданием парламента и сопротивлением некоторых народных депутатов, которые в общей сложности подали к законопроекту свыше 3 тыс. поправок.

Чтобы отшлифовать нормативную земельную базу в срок, Кабмин должен принимать

по два постановления в неделю

В итоге закон хоть и продавили, но с некоторыми оговорками. Так, с 1 июля 2021 года право оперировать сельхозземлей будут иметь исключительно граждане Украины. Физлица смогут покупать и продавать участки, площадь которых не превышает 100 га. С 1 января 2024 года доступ к рынку земли получат украинские компании. У одного предприятия будет право концентрировать не более 10 тыс. га. Вопрос о продаже земли иностранцам обещают вынести на всеукраинский референдум.

На первый взгляд все просто и понятно: сначала сделки купли-продажи сельхозземель будут осуществлять физлица, а через 2,5 года — еще и бизнес. Но закон имеет лазейки. Так, землю, которая находится в залоге по кредиту, смогут отбирать банки. Притом финансовому учреждению необязательно спешно продавать отобранные участки, для этого ему отводится два года. Так что многие банки наверняка будут ждать ­2024-го, чтобы на рынке оказались более платежеспособные покупатели земли в лице агрохолдингов.

«Ограничение на концентрацию земель у одного собственника тоже можно обойти. Это может быть выкуп земель через несколько юрлиц или же подставных физлиц, оформление на близких родственников и пр.», — объясняет Яна Пиоро, младший юрист юридической компании JN Legal.

Среди претендентов на сельхозземли — частные предприниматели. Именно у них первых будет доступ к угодьям, ведь покупка земли для фермера — это возможность получить в собственность ресурс, от которого зависит весь бизнес. «Мне крайне важно владеть землей, так как я не могу взять пай в аренду на 100 лет. Инвестировать деньги в саженцы, в полив, в удобрения, когда земля тебе не принадлежит, просто нет смысла», — говорит Руслан Крамаренко, фермер, собственник торговой марки «Крамаренків сад».

Ограничение на концентрацию земель у одного собственника можно обойти

младший юрист юридической компании JN Legal Яна Пиоро

Владелец ягодной фермы Bacca Berry Артем Куцый считает, что наличие земли в собственности гарантирует защиту от рейдерства.

В то же время под вопросом прозрачность процедур приобретения земли и ее цена. Если парламент утвердит закон об электронных земельных аукционах, то проблем с покупкой быть не должно. Но какой будет рыночная цена земли, сказать сложно. Главный ориентир — оценочная стоимость угодий. Согласно закону №552-IX, до 2030 года цена продажи паев не может быть ниже их нормативной денежной оценки (НДО). Госгеокадастр заявляет, что на начало 2020 года НДО 1 га пахотных земель в среднем по Украине составляла чуть больше 28 тыс. грн, или около $1 тыс. То есть дороже земля стоить может, а вот дешевле — нет. «Я считаю совершенно адекватной цену $1–1,5 тыс./га», — отмечает Ярослав Мовчун, совладелец ягодной фермы «Озеряна».

На первом этапе землю смогут покупать только граждане Украины. Размер ограничен 100 га. С 1 января 2024 года максимальная площадь будет увеличена до 10 000 га.

Также с 1 января 2024 года покупать землю смогут юридические лица. Площадь будет ограничена размером 10 000 га.

Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут получать банки (как предмет залога). Но они должны продать их на земельных торгах в течение двух лет после получения.

Также владеть землей могут территориальные громады и государство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *