Регрессивная шкала налогообложения в 2021 и 2022 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регрессивная шкала налогообложения в 2021 и 2022 годах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До 2017 года работодатели платили взносы в ПФР, в ФОМС и в ФСС. Теперь же их администрированием занимается ФНС, кроме отчислений «на травматизм». В Налоговом кодексе появилась Глава 34, посвященная страховым взносам. В ней прописали тарифы (статья 425), порядок определения базы и её предельной величины (статья 421).

Предельная величина базы – это сумма дохода, при достижении которой начинают действовать пониженные тарифы взносов. Этот лимит зависит от средней заработной платы, установленной на год. Однако считать ничего не придётся, поскольку эти величины ежегодно утверждаются Правительством.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2021 году утверждена Постановлением № 1935 от 26 ноября 2020 года. Размеры таковы:

  • на пенсионное страхование – 1 465 000 рублей;
  • на нетрудоспособность / материнство – 966 000 рублей.

По медицинским отчислениям пониженного тарифа и лимита для его применения не предусмотрено. Также не установлено предельной величины базы для начисления страховых взносов на травматизм. К слову, они в 2021 году по-прежнему платятся в ФСС – это единственные взносы, администрирование которых не передано налоговой службе.

База по страховым взносам определяется по каждому застрахованному лицу нарастающим итогом с начала года. В неё необходимо включить все облагаемые выплаты. Пока база не достигла предельного значения, взносы начисляются по стандартным тарифам. Далее применяются пониженные, если они установлены. Все ставки показаны в следующей таблице.

Таблица 2. Тарифы на страхование физлиц

Вид взносов

Тариф в пределах лимита базы, %

Тариф сверх лимита базы, %

Тариф для МСП по выплатам сверх МРОТ Тариф для IT-компаний

Пенсионные

22

10

10 5

На временную нетрудоспособность и материнство (ВНиМ)

2,9

0 1,5

Медицинские

5,1

5 0,1

На травматизм

0,2-8,5 (закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ)

Из таблицы видно, что при достижении предела тариф взносов в ПФР (так до сих пор многие называют пенсионные взносы) уменьшается с 22 до 10%. Взносы же по болезни и материнству сверх лимита базы платить не нужно. Медицинские отчисления следует считать по ставке 5,1%, при любом доходе работника. Тариф взносов на травматизм индивидуален для каждого работодателя и зависит от того, к какому классу риска относится его основная деятельность.

В первой половине года будем начислять взносы по ставке 2,9%. Но уже за июнь сумма облагаемых доходов Морозова составит 1020 000 рублей. Поскольку сверх предельного размера базы взносы не начисляются, расчёт будет такой: 966 000×2,9% = 28 014 рублей. За июль нужно доплатить разницу между этой суммой и суммой взносов, перечисленных за полгода. Больше в 2021 году отчислений на ВНиМ делать не нужно.

Таблица 4. Взносы на страхование по временной нетрудоспособности и материнству (в рублях)

Месяц

Облагаемый доход с начала года

База для расчёта по ставке 2,9%

Доход с начала года сверх предельной величины (взносы не начисляются)

Взносы по ставке 2,9%

Январь

170 000

170 000

4 930

Февраль

340 000

340 000

9 860

Март

510 000

510 000

14 790

Апрель

680 000

680 000

19 720

Май

850 000

850 000

24 650

Июнь

1 020 000

966 000

54 000

28 014

Июль

1 190 000

966 000

224 000

28 014

Август

1 360 000

966 000

394 000

28 014

Сентябрь

1 530 000

966 000

564 000

28 014

Октябрь

1 700 000

966 000

734 000

28 014

Ноябрь

1 870 000

966 000

904 000

28 014

Декабрь

2 040 000

966 000

1 074 000

28 014

Получается, что с дохода Морозова А. А. в размере 1 074 000 рублей взносы начислять не нужно. Экономия составит 1 074 000×2,9% = 31 146 рублей.

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Планы ФНС на 2021-2023 годы: вас вышвырнут из тени

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

При определении налоговой базы учитываются все доходы физлица, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой по правилам ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Федеральным законом № 372-ФЗ признан утратившим силу абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ. Он содержал уточнение, согласно которому налоговая база по доходам от долевого участия должна определяться отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Вместе с тем ст. 210 НК РФ дополнен новыми п. 2.1 – 2.3, в которых определен порядок формирования совокупных налоговых баз.

Исходя из п. 2.1 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 % (предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физлиц – налоговых резидентов РФ отдельно:

  • налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ (основная налоговая база).

Согласно п. 2.2 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 30 % (предусмотрена абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, отдельно:

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

  • налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30 %, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ.

В силу п. 2.3 ст. 210 НК РФ налоговые базы, указанные в п. 2.1 и 2.2 (за исключением основной налоговой базы), определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 НК РФ.

Эти особенности таковы:

Налоговая база

Особенности формирования

Федеральным законом № 372-ФЗ в новой редакции был изложен п. 3 ст. 210 НК РФ, который теперь регулирует порядок формирования основной налоговой базы.

Обратите внимание: основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, названных в п. 2.3 и 6 ст. 210 НК РФ), с учетом ряда особенностей.

В отношении налоговых баз, не относящихся к основной налоговой базе, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 – 221 НК РФ, не применяются.

К сведению: если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы за тот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Причем на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, учитываемых при определении основной налоговой базы, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

  • 13 % – если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

  • 650 тыс. руб. и 15 % суммы налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей 5 млн руб., – если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяется в отношении совокупности всех доходов физического лица – налогового резидента РФ, подлежащих налогообложению (за исключением доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ).

К сведению: новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ гласит, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 % для физических лиц – налоговых резидентов РФ в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) или долей в нем, доходов в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению. Иными словами, ставка налога не зависит от величины полученных средств.

В отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, указанных в абз. 3 – 7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (п. 3.1 ст. 210 НК РФ введен Федеральным законом № 372-ФЗ):

  • 13 % – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

  • 650 тыс. руб. и 15 % суммы соответствующих доходов, превышающей 5 млн руб., – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Напомним, что для налоговых резидентов РФ продолжают действовать налоговые ставки:

  • 35 % – для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях (п. 2 ст. 224 НК РФ);

  • 9 % – для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (п. 5 ст. 224 НК РФ);

  • 30 % – для доходов по ценным бумагам российских организаций (п. 6 ст. 224 НК РФ).

Приказом от 12.10.2020 № 236н Минфин утвердил КБК для прогрессивной шкалы НДФЛ, скорректировав перечень КБК по налогам на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Так, для НДФЛ введены следующие коды:

  • 000 1 01 02080 01 0000 110 – в отношении налога, который больше 650 тыс. руб. и относится к части базы сверх 5 млн руб.;

  • 000 1 01 02090 01 0000 110 – в отношении налога с сумм прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты НДФЛ на основании подачи уведомления в налоговый орган;

  • 000 1 01 02070 01 0000 110 – в отношении налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017. КБК применяется также для налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства.

Прогрессивная ставка НДФЛ и другие новшества Федерального закона № 372-ФЗ

По правилам п. 1 ст. 225 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) сумма налога при применении налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля указанной суммы налоговых баз;

  • если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет более 5 млн руб. – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ.

Новыми п. 1.1 – 1.4 ст. 225 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления налога:

Сумма налога

Порядок исчисления

При применении налоговой ставки в размере 30 %, установленной абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля суммы налоговых баз, указанных в п. 2.2 ст. 210 НК РФ

При применении налоговых ставок в размере 35, 9, 30 %, установленных соответственно п. 2, 5, 6 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, названной в п. 4 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки в размере 13 %, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, обозначенной в п. 6 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки 13 % (15 % с суммы, превышающей 5 млн руб.), установленной п. 3.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы;

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет более 5 млн руб., – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговой базы.

С учетом вводимых Федеральным законом № 372-ФЗ изменений общая сумма налога:

  • в отношении физического лица – налогового резидента РФ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1, 1.2, 1.3 ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 225 НК РФ);

  • в отношении физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.4 ст. 225 НК РФ (п. 2.1 ст. 225 НК РФ).

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ в абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога в части доходов, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:

Ситуация

Порядок уплаты

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тыс. руб. или равна этой сумме

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тыс. руб.

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

  • отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы до 5 млн руб. включительно;

  • отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 млн руб.

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

К сведению: ряд поправок в отношении порядка уплаты НДФЛ в отдельных случаях внесен в ст. 226.1, 227, 228 НК РФ.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ предусмотрено, что в 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.

К сведению: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по прогрессивной ставке (650 тыс. руб. плюс 15 % с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ). Но налоговый агент должен будет самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

* * *

В заключение перечислим основные поправки в отношении порядка исчисления и уплаты НДФЛ:

  • предусмотрена прогрессивная шкала для налоговой ставки: 13 % – если сумма доходов за налоговый период составляет менее или равна 5 млн руб. и 15 % – с суммы, превышающей 5 млн руб. При этом в отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными. Например, доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по ставке 13 % независимо от величины полученных средств;

  • устанавливается алгоритм уплаты налога в ситуации, когда на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тыс. руб.;

  • вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Установленное пороговое значение – 5 млн руб. и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее будут включать доходы, в том числе от долевого участия, в частности в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации, в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей, по операциям с ценными бумагами;

  • по общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (возможны исключения, например доходы по операциям с ценными бумагами можно уменьшить на положительный финансовый от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков);

  • если стандартные, социальные вычеты и имущественные вычеты на покупку жилья и проценты по ипотеке не могут учесть при расчете основной базы, то на неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год;

  • налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб. Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. руб., и налог, сумма которого больше 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

Помимо взносов в фонды с зарплаты своих сотрудников, предприниматель, у которого есть наемный персонал, рассчитывает и уплачивает страховые взносы за себя. Для доходов ИП государством также установлены предельные размеры базы и взносов.

Установленная (фиксированная) величина взносов на пенсионное страхование предпринимателя в 2021 году остается на уровне 2020 года и равна 32 448 рублей.

В 2021 году прекращает действие льгота, действовавшая в 2020 году для поддержки предпринимателей, ведущих бизнес в наиболее пострадавших сферах экономики в период действия ограничительных мер, направленных на борьбу с пандемией Covid-19. Для таких ИП фиксы на ОПС в 2020 году снизили 20 318 рублей (32 448 рублей минус МРОТ).

Предельная база по взносам в 2021 году

  • Предельные базы дохода, используемые для исчисления взносов в 2021 году — 1 465 000 руб. для ОПС и 966 000 рублей для ВНиМ.
  • Регрессивная шкала не применяется для ОМС, НСиПЗ, доптарифов ОПС, соцобеспечения членов гражданских авиаэкипажей и ряда работников углепрома.
  • На доходы свыше установленных государством пределов взносы начисляются по сниженным размерам.
  • В пределах установленного лимита базы в 300 тыс. руб. взносы ИП в 2021 году составляют: на ОПС — 32 448 руб., на ОМС — 8 426 руб.
  • Сколько бы ИП не заработал, взносы на ОПС за 2021 год не превысят 259 584 руб.
Актуально на

Кто подходит

ОПС

ОМС

ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*

ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в отношении выплат для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в РФ временно)

Дополнительное пенсионное страхование для работников, занятых в опасных производствах

Основной тариф

Все предприятия, являющиеся плательщиками страховых взносов и не подходящие под льготные тарифы уплаты СВ

22%

5,1%

2,9%

1,8%

Пониженный тариф

микробизнес, малый и средний бизнес**

некоммерческие организации

IT;

проектирование электронной и радиоэлектронной продукции;

участники особых экономических зон***

10% (как в пределах лимитов выплат, так и свыше предельной базы)

5%

0%

Дополнительный тариф

мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет, занятые на тяжелых и опасных производствах

22%

5,1%

2,9%

1,8%

в зависимости от возраста, трудового стажа, класса условий труда ставка равна 0-9%

*Исключение — высококвалифицированные иностранные работники

**Из-за пандемии, члены правительства установили пониженные тарифы для предприятий МСП (малого и среднего предпринимательства). Теперь они обязаны уплачивать взносы в размере 15% с суммы, превышающей величину МРОТ (в этой сумме учитывается пенсионное, медицинское и социальное страхование).

Например, Петров И.И. получает з/п 30 000 рублей. МРОТ в 2021 году составляет 12 792 рубля. Тогда работодатель платит СВ за данного сотрудника = (12 792 х 30%) + (17 208 х 15%) = 6 418,8 руб.

*** Рассчитывать страховые выплаты по льготному тарифу имеют право некоммерческие организации в области социального обслуживания граждан; научных исследований; образования; культуры и искусства; благотворительность; IT (компании, работающие в информационных технологиях); проектирование и разработка электронной и радиоэлектронной продукции; резиденты и участники особых экономических зон и территорий опережающего развития.

1. Б1 = ⅀₽ — Формула для расчета величины налогооблагаемой базы для 1 работника,

где ⅀₽ — сумма всех выплат работнику за 1 год.

СВ(мес) = Б*∑СВ(%) / 12 — формула для расчета страхового взноса за 1 работника за 1 месяц,

где ⅀СВ(%) — доля страховых взносов, измеряемая в %.

ВНИМАНИЕ! Размер страховых взносов не должен влиять на размер зарплаты сотрудников — только наоборот (то есть страховые начисляются сверх зп).

Например, оклад Петрова И.И. составляет 30 000 рублей. Сумма СВ = 6 418,8 руб. Предприниматель платит зарплату Петрову И.И. и отдельно страховые взносы.

Предельная база для начисления страховых взносов в 2021 году

Давайте поговорим немного не по теме страховых взносов и выплат в пенсионные фонды, а про другого рода выплаты, которые также интересуют предпринимателей. В данном случае речь пойдет о комиссии эквайринга. Процент по нему для некоторых предпринимателей доходит до 3%. И вопрос о том, как здесь сэкономить, стоит достаточно остро.

В 2019 году Центробанк России ввел альтернативную схему безналичного перевода — Систему быстрых платежей (СБП). В 2020 году СБП стала доступна и для приема безналичных платежей в магазинах. Причем для перевода не нужен терминал эквайринга. И комиссия для такой операции по безналичной выручке составляет всего 0,4 — 0,7%.

Некоторые кассовые разработчики уже реализовывали у себя в кассах новый способ оплаты. Одно из самых удобных решений представлено в МТС Кассе. Здесь уже есть интеграция с разными банками, и оплата производится сразу через кассу по QR-коду, то есть дополнительные гаджеты не нужны.

Разберемся, как будет считаться повышенная налоговая ставка. Если суммировать ряд доходов гражданина за год, а именно зарплату, дивиденды, выигрыши в лотерею и азартные игры, операции по ценным бумагам, в том числе и для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов, прибыль от инвестиционных товариществ и контролируемых иностранных компаний, и в итоге получится меньше 5 млн руб., то налог на эти доходы не изменится. Подробнее о том, как рассчитываются налоги, мы писали ранее. Если больше — вы заплатите налог 650 тыс. руб., а для того, что будет сверх этого порога, ставка составит 15%.

А вот некоторые разовые доходы — такие как, например, доход от продажи имущества, не изменится и составит все так же 13%.

Нет, страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению облагаются 13% налогом независимо от величины полученных средств. Это относится только к негосударственному пенсионному обеспечению. А любые выплаты накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию — как единовременные, так и пожизненные — вообще не облагаются налогом.

И все же давайте разберемся чуть подробнее с налогами на добровольные пенсионные накопления. Если на счет негосударственного пенсионного обеспечения вносились личные деньги будущего пенсионера в рамках индивидуального или корпоративного пенсионного плана, то при получении их в виде пенсии налог не платится. А если клиент хочет получить выкупную сумму, то налогом в 13% облагается только инвестиционный доход, а не вся сумма взносов.

Но в рамках корпоративных пенсионных программ взносы делает не только работник, но и зачастую его работодатель! И в этом случае при выплате пенсий из накопленной за счет работодателя суммы пенсионер уплачивает налог 13%. А если участник корпоративной программы получает выкупную сумму (то есть не как пенсию, а до наступления пенсионных оснований все деньги разом), то тогда со всей суммы платится налог в 13%.

Но при этом налоговая база по пенсионному обеспечению не включается в расчет совокупности тех налоговых баз, по которым рассчитывается налог в 15%. Иными словами, для любых пенсионных выплат ничего не поменяется.

Полученные деньги будут направлены на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций. От введения прогрессивной ставки налогообложения бюджет в 2021 году дополнительно получит 60 млрд руб., в два следующих года — 64 млрд и 68,5 млрд руб. соответственно, и эти деньги уже зарезервированы на госпрограмму «Развитие здравоохранения». Ожидается, что за счет повышения НДФЛ лечение смогут получить 25 тысяч детей.

Прогрессивная шкала НДФЛ как результат технического прогресса

Взносы состоят из двух частей:

  1. Фиксированные страховые взносы ИП — платят подавляющее большинство предпринимателей — на ОПС (пенсионное страхование) и на ОМС (медицинское).
  2. 1% «с превышения» — платят только с доходов свыше 300 000 р. в год, зачисляется на ОПС.

Максимальный страховой взнос на ОПС за год не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС.

Взносы на ОПС формируют будущую пенсию ИП, добавляют ему стаж и баллы для выхода на пенсию.

В 2021 году размер страховых взносов не индексируется и оставлен как в 2020 году. А с 2022 года взносы снова повышаются. Точные размеры смотрите в табличке.

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) Взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Всего взносов
2020 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2021 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2022 34 445 + 1% макс. 275 560 8 766 43 211 + 1%
2023 36 723 + 1% макс. 293 824 9 119 45 842 + 1%

Пример:
В 2021 году ИП заработал 2 млн. рублей. Рассчитаем страховые взносы:

  • Фиксированная часть: 40 874 р.
  • 1% с превышения: (2 000 000 р. — 300 000 р.) x 1% = 17 000 р.
  • Сумма страховых взносов всего: 57 874 р.

Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:

  • УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
  • УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
  • ЕНВД — облагается только вмененный доход.
  • Патент — облагается только потенциально возможный доход.
  • ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
  • ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.

Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.

ИП, который не ведет деятельность, может уменьшить или не платить взносы, если:

  • служил в армии по призыву;
  • был в декретном отпуске до 1,5 лет;
  • ухаживал за инвалидом (период ухода устанавливается решением ПФР);
  • уехал с супругом военнослужащим или с супругом, работающим в определенной организации (консульства, ООН, ЮНЕСКО и т.д.) и там нет возможности работать.

Чтобы подтвердить льготу, требуется собрать подтверждающие документы, такие как: справка о получении пособия по уходу за ребенком, военный билет, письменное подтверждение инвалида об уходе за ним, выписка из акта освидетельствования инвалида, справка из воинской части, справка из службы занятости и им подобные.

Льгота для уменьшения страховых взносов ИП действует только в случае, если за льготный период деятельность не ведется и сдается «нулевая» декларация.

Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:

  1. Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
  2. 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).

ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.

Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:

  1. фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
  2. 1% — не позже 1 июля 2021 г.

Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.

Минтруд определил тарифы страховых взносов на травматизм на 2022 год

Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.

ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.

Фиксированный платеж на пенсионное страхование:

  • 32 448 / 12 = 2 704 р.
  • (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.

Фиксированный платеж на медстрахование:

  • (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.

1% с превышения:

  • (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.

Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.

С бухгалтером Профдело — все налоги и страховые взносы будут начислены и уплачены правильно, а все налоговые льготы – использованы на благо вашего ИП.

В зависимости от наличия или отсутствия резидентского статуса налогообложение физических лиц в части удержания НДФЛ различается. Кроме дифференцированной ставки по отношению к резидентам предусмотрен перечень доходов, к которым прогрессивную шкалу не применяют. Облагать в прежнем порядке без учёта предельного пятимиллионного ограничителя необходимо доходы по стандартным ставкам (п. 1.1,2, 5,6 ст. 224 НК РФ):

Для резидентов:

  • 13% — от продажи принадлежащих на правах собственности движимых и недвижимых активов или получения даров, доходов в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению
  • 35% — от стоимости любых выигрышей и призов ,полученной выгоды от экономии на процентах при использовании заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового кодекса
  • 9% — в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007г. , доходам учредителей доверительного управления ипотечным кредитом, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007г.

С 1 января 2022 года вступает в силу новая редакция подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ. НДС смогут не платить компании, которые оказывают услуги общественного питания:

  • через объекты общепита: рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии и иные аналогичные объекты общепита,
  • вне объектов общепита по системе выездного обслуживания.

Освобождение от НДС не распространяется на:

  • кулинарии, розничные продажи организаций и ИП;
  • тех, кто занимается заготовочной и аналогичной деятельностью для общепита.

Чтобы получить освобождение от уплаты НДС по положениям нового подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК:

  • сумма доходов за предыдущий год не должна превышать 2 млрд руб.,
  • доля доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов должна составлять не менее 70 процентов.

Доля доходов для применения льгот будет определяться по-разному в зависимости от режима налогообложения.

Если организации работала на ОСНО, то доходы определяются по положениям главы 25 НК РФ – налог на прибыль.

Если компания или ИП работала на УСН, доход определяется по положениям главы 26.2 НК РФ – УСН.

Если речь идет от ИП, доход определяется по положениями главы 23 НК РФ — НДФЛ.

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

В России действуют несколько режимов фискального обременения — прогрессивный и регрессивный, твердый и пропорциональный. Большинство налогов и сборов исчисляется по принципу пропорции — с применением установленных тарифов. Что это значит?

По нормативным правилам, пропорциональная ставка налога — это конкретное значение фискального тарифа, которое определяется в отношении определенного налогоплательщика в индивидуальном порядке и не изменяется при увеличении или уменьшении облагаемой базы.

Разберем пример пропорционального налога в России — на прибыль.

В отношении конкретного экономического субъекта в рамках одного фискального обязательства применяется одна ставка. Объем платежей прямо пропорционален объему налоговой базы. Например, налог на прибыль организаций исчисляется по ставке 20%. Если в отчетном периоде субъект получит прибыль в сумме 100 000 рублей, то платеж в бюджет государства составит 20 000 рублей.

Так как пропорциональный налог — это налог, при котором налогоплательщик перечисляет деньги в бюджет по единой ставке независимо от изменения доходности, при увеличении налогооблагаемой базы сумма платежа возрастет прямо пропорционально. К примеру, прибыль вырастет в 10 раз и составит 1 000 000 рублей. Следовательно, и сумма взноса к уплате возрастет в 10 раз и составит 200 000 рублей.

ВАЖНО! Обратите внимание, что ставки, которые применяются по правилу пропорции, остаются неизменными, независимо от увеличения либо уменьшения налогооблагаемой базы. Пример показывает, что при увеличении суммы облагаемой прибыли в 10 раз удерживаемый государством процент налога на прибыль остался неизменным.

В НК РФ указано, какие налоги относятся к пропорциональным, — к таким фискальным обязательствам относится абсолютное большинство сборов и взносов, действующих на территории Российской Федерации. Основные примеры:

  1. НДС. Сумма фискальных платежей зависит от облагаемой базы, а ставки фиксированы. В 2021 г. максимальное значение — 20%, но для налогоплательщиков предусмотрены льготы — 10% и 0% (ч. 1, 2, 3 ст. 164 НК РФ). Тариф не снижается и не увеличивается при динамике облагаемого объекта.
  2. Прибыль — вот еще в каком налоге может быть пропорциональная ставка, действующий тариф которой составляет 20% (ч. 1 ст. 284 НК РФ).
  3. Спецрежимы: УСН, ЕСХН, ПСН, НПД. Для специальных режимов обложения установлен пропорциональный принцип действия. То есть процент удержания фиксирован и не меняется при изменении доходов. Налогоплательщики на УСН перечисляют сборы в 6% и 15% (ст. 346.20 НК РФ). Платеж на ЕСХН составляет 6% (ст. 346.8 НК РФ). Ставки для ПСН равны 6%, но региональные законодатели имеют возможность снижать тарифы (ст. 346.50 НК РФ). Плательщики НПД оплачивают 4%, если их контрагенты — физические лица и 6% — если юридические лица (ст. 10 422-ФЗ от 27.11.2018).

Режимы налогообложения в РФ 2021

До 2021 года пример пропорциональной налоговой ставки иллюстрировал налог на доходы физических лиц. Но с 01.01.2021 НДФЛ относится к непропорциональным сборам — тариф зависит от уровня доходов плательщика (372-ФЗ от 23.11.2020). Теперь НДФЛ — прогрессивный: если доход налогоплательщика не превышает 5 миллионов рублей, он отчисляет 13% в бюджет. Как только доходность превысит 5 миллионов рублей, отчисления составляют 15%.

Тариф фискального платежа характеризует размер налоговых отчислений в бюджет исходя из определенной налогооблагаемой базы. Тариф может устанавливаться в фиксированном размере (в денежном эквиваленте) или в процентах. Это один из самых основных элементов налога. Устанавливается он отдельно по каждому фискальному платежу в соответствующем законодательном акте. В РФ все правила исчисления и уплаты налогов, в том числе и размер ставки, регулируются НК РФ.

Налоговые ставки могут устанавливаться в фиксированном (твердом) размере или в процентном отношении к базе налогообложения.

Фиксированный тариф фискального сбора устанавливается в абсолютном выражении. Он не зависит от налоговой базы. Как правило, такая тарификация предусматривается для сборов, для которых сложно определить налогооблагаемую базу. В РФ к этому типу налогообложения относятся, например, госпошлины. Так, например, госпошлина за регистрацию юридического лица составляет в 2020 г. 4000 руб. Она не зависит ни от размера уставного капитала, ни от организационно-правовой формы, ни от потенциально возможного дохода, который будет получать организация в будущем.

Процентные системы налогообложения:

  • пропорциональная;
  • прогрессивная;
  • регрессивная.

Пропорциональная ставка устанавливается в одинаковом процентном отношении к налогооблагаемой базе. Процент не изменяется в зависимости от роста или снижения полученного дохода или иного стоимостного или физического показателя. В налоговой системе РФ большинство налогов относится именно к этой группе. Например, НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

Прогрессивный тариф предусматривает рост уплачиваемого налога при возрастании базы налогообложения. Такая система применяется во многих странах к налогообложению доходов физических лиц. Так исчисляется подоходный налог в США, Австралии, Норвегии, большинстве стран Евросоюза.

Регрессивная тарификация, напротив, предусматривает ее снижение при возрастании базы налогообложения. Такая система нечасто применяется, но все же имеет место быть в современном законодательстве о налогах и сборах.

В истории российской налоговой системы был яркий пример применения регресса при уплате налога. До 01.01.2010 работодатели с выплат работникам уплачивали Единый социальный налог, который позднее заменили страховые взносы. Регулировался порядок уплаты ЕСН ныне не действующей главой 24 НК РФ. По ЕСН была установлена сложная регрессивная ставка, действовавшая следующим образом:

  • при доходе работника в течение года до 100 000 руб. тариф устанавливался в размере 26,1 %;
  • с суммы дохода свыше 100 000 и до 300 000 руб. — 20,0 %;
  • свыше 300 000 и до 600 000 руб. — 10 %;
  • с дохода свыше 600 000 руб. уплачивался ЕСН в размере 2 %.

С 01.01.2010 ЕСН был отменен. Ему на смену пришли страховые взносы, порядок уплаты которых существенно отличался.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *