Виды деятельности для благотворительного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды деятельности для благотворительного фонда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Структура, осуществляющая благотворительную деятельность, преследует следующие цели:

  • Оказание социальной поддержки. Это может быть помощь безработным, реабилитация инвалидов в социуме.
  • Помощь при чрезвычайных ситуациях. Это могут быть лекции по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий, катастроф, терактов.
  • Непосредственное оказание помощи пострадавшим. Добровольцы помогают жертвам терактов, стихийных бедствий, конфликтов на почве религиозной и национальной розни.
  • Предупреждение конфликтов. Благотворительность может включать в себя действия, укрепляющие отношения между государствами и народностями.
  • Укрепление семейных ценностей. Может включать в себя лекции с соответствующей повесткой, меры по защите материнства.
  • Вклад в культурную жизнь общества. Добровольцы содействуют развитию образования, научной сферы, искусства.
  • Пропаганда ЗОЖ. Может включать чтение лекций о здоровом образе жизни, организацию спортивных мероприятий.
  • Защита животных. Яркий пример – РЕТА.
  • Охрана зданий, ценных с точки зрения культуры, истории, искусства. Предполагает меры по реставрации, защите здания от мародеров.

Благотворительная организация может выбрать любую из перечисленных сфер.

ВНИМАНИЕ! Благотворительный фонд должен выбрать одну цель и направлять пожертвования туда. Движение денежных средств, поступающих в фонд, жестко контролируется.

Осуществление благотворительной деятельности

Фондам и частным благотворителям положены льготы. Их цель – стимулирование лиц на благотворительность. Рассмотрим все особенности налогообложения при направлении средств на помощь другим:

  • ЮЛ, направляющие средства из собственной прибыли на благотворительность, не имеют налоговых вычетов.
  • Льгота размером 1-4,5% предлагается лишь некоторым лицам. Она высчитывается из той суммы, которая направляется в региональный бюджет.
  • Вычеты также могут получить некоторые организации, которые направляют средства на развитие культуры и науки. Данные компании должны быть занесены в списки ведомства.
  • Если изделия передаются какому-либо лицу с целью благотворительности, НДС не выплачивается. Однако правило это актуально только в том случае, если передача объекта оформлена правильно. В обратной ситуации у налоговой инспекции появятся вопросы.
  • НДС не насчитывается только в отношении изделий, которые напрямую передаются благополучателям. В обратном случае НДС выплачивается. К примеру, компания передала 100 футболок детскому дому на безвозмездной основе. В этом случае НДС насчитываться не будет. Однако если компания решит организовать благотворительное предприятие, в рамках которого осуществляется продажа футболок, НДС начисляется.
  • Организация имеет право учитывать траты на благотворительность в перечне расходов, что снизит налоговую нагрузку. Однако в этом случае придется отказаться от налоговых льгот. Организации нужно составить заявление с отказом от льготных условий и подать его в ФНС. Эта мера актуальна, если компания регулярно занимается благотворительностью и тратит на нее много средств.

ВАЖНО! Для получения налоговых льгот нужно своевременно подавать в ФНС налоговую декларацию. Соответствующие расходы отражаются в 7 разделе. Передаче изделий или оказанию услуг в целях благотворительности присвоен код 1010288. Он ставится в первой графе, строке 010.

ВНИМАНИЕ! Согласно подпунктам 16 и 34 ст. 270 НК РФ расходы на благотворительность не будут учитываться при вычислении налога на прибыль.

Помощь ближнему является прекрасной традицией во многих народах и каждой отдельной семье. В разных государствах на протяжении длительного периода она видоизменялась, и на сегодняшний день, повсеместно обрела практически одинаковую форму фонда.

Фонд — это прекрасный инструмент, способный сформировать необходимые ресурсы для оказания поддержки и воплощения в реальность желание помогать.

В российском праве фондом признается не имеющая членства унитарная некоммерческая организация, созданная для формирования имущества, с целью распределение его на цели, определённые уставом фонда – ст. 123.17 ГК РФ.

Простыми словами фонд — это средство для накопления денежных средств (как копилка) или иного имущества. Фонд дает возможность решать социальные проблемы граждан, помогать им в лечении болезней, получать образование, развивать таланты, организовывать досуг населения, предоставлять гражданам психологическую и моральную поддержку, оказать финансовую помощь, обеспечивать участие волонтеров. И это лишь малая часть возможностей Фонда.

Также можно сказать, что фонд — это команда, состоящая их активных, инициативных и увлечённых граждан, которые способны достигнуть любой поставленной цели и привлечь в свои ряды таких же неравнодушных граждан.

В сегодняшней реальности становится нормой оказывать помощь при малейшей возможности, поэтому фонды создают:

  • известные деятели культуры и кино, например, Фонд Гоши Куценко, Фонд Сергея Безрукова, Фонд Игоря Верника, помогающие больным детям и взрослым, развивающие культуру и искусство, поддерживающие творческие инициативы, осуществляющие поиск и продвижение творческих коллективов и отдельных исполнителей, а также популяризацию творчества, искусства и культуры
  • деятели науки и медицины, например, Фонд Натальи Бехтеревой, Фонд доктора Леонида Рошаля, выполняющие поддержку фундаментальных и прикладных наук, научных исследований, научно-исследовательских институтов, научных центров, лечебно-профилактических учреждений или отдельных специалистов, а также развитие методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний у граждан
  • известные на весь мир спортсмены, например, Фонд Татьяны Навки, Фонд Елены Исинбаевой, Фонд Кости Дзю, Фонд Николая Валуева, Фонд Александра Киржакова, реализующие, как правило, благотворительные программы, проекты в сфере спорта и физической культуры, поддержку физкультурных и спортивных мероприятий, содействия развитию спорта среди населения и прочее
  • многие российские корпорации и большинство банков — Газпром, Роснефть, РЖД, Аэрофлот, Ростелеком, Автоваз, Сколково, Сбер, Альфабанк, БТБ и др. Такие же Фонды создают крупные частные организации МТС, «М Видео», Спортмастер, Кант, Магнит, Балтика, Первый, Второй, Пятый каналы и не только, и многие — многие другие компании. Тому же примеру следуют средний и малый бизнес в России, которые реализуют программы в разных социально значимых направлениях
  • учебные заведения России, например, фонды при детских садах, школах, многих ВУЗах — МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФЮА и пр.

Подобные фонды содействуют модернизации дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования путем комплексной финансовой поддержке образовательных организаций разных ступеней образования, осуществление деятельности для организации условий, направленных на улучшения образования и предельную реализацию возможностей граждан в сфере науки и образования.

Фонды — Разновидности и деятельность фондов

По сравнению с другими видами НКО у фонда самая объемная структура органов управления, и состоит она минимум из четырех органов : Совет, Руководитель, Попечительский совет и Ревизор.

Как видно, мы не указываем учредителя фонда в органах управления, поскольку учредитель — это основатель фонда, в будущем он не учувствуют в управлении Фонда, если при создании не включит свою кандидатуру в состав одного из органов фонда.

Так как российское право не наделяет основателя фонда функциями для управления учрежденным фондом, справедливо предусмотрено, что он не отвечает за работу фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам своего создателя. Но если совсем не хочется упускать из виду процессы фонда, его уставом можно предусмотреть контроль учредителя за деятельностью фонда.

Какие еще есть вероятные возможности у учредителя фонда?

  • при образовании наполнить доверенными лицами органы управления Фонда
  • интересоваться процессами фонда и получать информацию о проделанной работе фонда
  • выносить на рассмотрение органов фонда свои инициативы и предложения
  • принимать новых учредителей в Фонд после государственной регистрации фонда

Для наглядности схематично изобразим полную структуру органов управления, предусмотренную ст. 7 ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях».

Ознакомившись со всеми вводными, вы приняли решение зарегистрировать фонд. Исходя их прописанной структуры органов управления, вы, наверное, уже догадались, что одного человека для создания фонда будет недостаточно.

При образовании фонда учредитель или учредители предусматривают будущую стратегию фонда, его цели, виды деятельности, формируют команду и распределяют ее по органам управления фонда.

На основании принятых решений, разрабатывают устав фонда и его утверждают, предусмотрев важные особенности, способствующие реализации будущих программ фонда. Распределяют обязанности каждого органа и определяют длительность их работы.

Если создателей фонда несколько они также определяют порядок совместной деятельности, образуют будущее имущество для деятельности своего фонда и назначают дату уплаты определенного имущества.

Все принятые решения важно подписать и направить для государственной регистрации в уполномоченный орган Министерства юстиции.

Подать документы в уполномоченный орган Министерства юстиции можно одним из способов

  • самостоятельно, без нотариального заверения документов
  • по нотариальной доверенности, предварительно заверив заявление Р11001 у нотариуса
  • с помощью электронной цифровой подписи

Срок регистрации фонда 22 рабочих дня, что примерно составляет чуть больше месяца.

В уполномоченном органе Министерства юстиции документы проходят правовую экспертизу на нескольких условных уровнях:

  1. уполномоченный орган Министерства юстиции – 14 (Четырнадцать) рабочих дней (три недели) срок рассмотрения документов. Результат – решение о государственной регистрации или решение об отказе в государственной регистрации фонда
  2. ФНС 5 (Пять) рабочих дней — государственная регистрация – внесение информации о фонде в Единый государственный реестр юридических лиц
  3. уполномоченный орган Министерства юстиции 3 (Три) рабочих дня — выдача документов заявителю.

В результате государственной услуги от уполномоченного органа Министерства юстиции вы получите:

  • устав фонда с отметкой налогового органа и уполномоченного органа Министерства юстиции
  • свидетельство ИНН
  • свидетельство уполномоченного органа Министерства юстиции
  • лист записи о создании фонда

Деятельность фонда определяется его уставом, составленным создателем фонда и зарегистрированном в установленном порядке.

В уставе фонда прописывается все направления, которые планирует реализовать команда фонда. Если что -то упустить из вида, придется либо отказаться от забытого вида деятельности, либо вносить изменения в устав.

Свою деятельность фонд осуществляет за счет благотворительных пожертвований, поступлений от привлечённых ресурсов, от работы добровольцев, включая организацию мероприятий, проведение лотерей и аукционов, реализацию имущества, доходов от внереализационных операций.

Также не запрещено фонду получать доходы от ценных бумаг, от предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход, доходы от деятельности коммерческих предприятий, образованных Фондом. Однако, важно не забывать, что в фонде, как и во всех некоммерческих организация, доходы не распределяются между командой фонда. И тут нет исключений, не для одного из видов фонда.

Еще одной особенностью деятельности фонда, является его публичность. Информация о численном и персональном составе каждого органа должна быть предоставлена в государственные органы и размещаться на сайте фонда. Также публичному освещению подлежат отчеты фонда о расходовании полученных пожертвований.

Контроль за деятельностью фонда осуществляют Министерство юстиции, ИФНС, ПФР, ФСС, органы РОССТАТ, жертвователи и органы фонда. В связи с таким внушительным списком контролирующих структур фонды должны сдавать обязательные отчеты, предусмотренные законодательством РФ. Даже без деятельности фонд в среднем может сдавать от 40 отчетов в год, о чем часто забывают создатели фонда, предполагая, что при отсутствии каких — либо действий в фонде нет отчетов.

Деятельность фондов, как структура, способствующая развитию социальной политики, активно поддерживается на разных государственных уровнях, поскольку, как отмечалось выше, государство заинтересованно в решении общественных проблем и потребностей граждан. Благодаря поддержки государства у фондов есть возможность:

  • получить грант
  • получить субсидию
  • получить помещение от города и др.

Подытожив, можно выделить, что одним из важнейших принципов деятельности фонда является следование целям создания фонда и обеспечение прозрачности их реализации.

Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:

  • право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ;
  • при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);
  • право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.

Что такое фонд, как форма некоммерческой организации

Ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождает от налогообложения следующие виды деятельности, которыми могут заниматься НКО:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;
  • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений, услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
  • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством РФ о социальном обслуживании и (или) законодательством РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • услуги по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
  • услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;
  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемые по направлению органов службы занятости;
  • реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;
  • услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
  • работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, реализация прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
  • реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», за исключением подакцизных товаров;
  • реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
  • безвозмездное оказа��ие услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Благотворительная деятельность в нашей стране регулируется законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. Она должна быть добровольной, может осуществляться всеми лицами, как юридическими, так и физическими, в адрес любых лиц в форме:

  • передачи имущества и денежных средств;
  • безвозмездного выполнения работ или услуг;
  • иной поддержки.

Благотворительная деятельность должна соответствовать целям, перечисленным в ст. 2 закона 135-ФЗ. Законом обеспечивается беспрепятственное ведение благотворительных операций по свободному выбору благотворителя. Физлица или юрлица также могут создавать благотворительные организации, одним из видов которых является благотворительный фонд. Благотворительный фонд является некоммерческой организацией (НКО) и действует в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Все НКО должны вести бухучет и составлять отчетность согласно ст. 32 закона 7-ФЗ. Бухгалтерская отчетность предоставляется учредителям, в налоговые органы, в органы госстатистики, а также ежегодно (для выполняющих функции иностранного агента — раз в полгода) публикуется в интернете или СМИ.

Учет благотворительной помощи в бухгалтерских проводках и составление отчетности в благотворительных фондах организуется на основании закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Состав бухотчетности для благотворительного фонда (п. 2 ст. 14 закона 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о целевом использовании средств,
  • приложения к ним.

Закон 402-ФЗ дает НКО послабление в виде права применять упрощенные способы ведения бухучета и отчетности (подп. 2 п. 4 ст. 6), при этом нельзя забывать об исключениях, данных в п. 5 ст. 6, под которые может попасть организация. Полноценные и упрощенные формы отчетности можно найти в приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 32 закона 7-ФЗ благотворительный фонд подпадает под обязанность отчитываться перед Минюстом. Формы отчетов утверждены приказом Минюста РФ от 16.08.2018 № 170.

Узнать об упрощенной отчетности, актуальной для благотворительных фондов, можно из статьи «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий».

В зависимости от региона проживания, затраты будут колебаться, но в целом, можно понимать общую картину денежных трат на первоначальном этапе формирования фонда.

  • Регистрация фонда – до 25 000 рублей.
  • Открытие банковского счета – до 5000 рублей.
  • Нотариальные услуги – до 2000 рублей.
  • Услуги юриста – до 2500 рублей.
  • Сборы и госпошлины – до 6500 рублей.

Для того чтобы официально открыть фонд, необходимо собрать пакет документов, который передается в местные органы власти, после чего следовать инструкции регистрации:

  • Стать на учет в едином государственном реестре.
  • Официально зарегистрировать фонд в ФНС.
  • Открыть банковский счет и получить реквизиты.
  • Обратиться в органы статистики и зарегистрировать фонд.
  • Создать и утвердить устав компании, которая должна иметь несколько учредителей.

После регистрации фонда, необходимо заняться рекламой, если никто не знает о благотворительной организации, люди не смогут вносить пожертвования. Рекламу можно проводить в социальных сетях или на городских баннерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *