Оплата труда педагога библиотекаря в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата труда педагога библиотекаря в школе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Денежное вознаграждение библиотекаря за выполнение должностных обязанностей формируется из следующих позиций:

  1. Фиксированный оклад – определяется с учетом подтвержденной квалификации сотрудника бюджетной сферы, выслуги лет, а также занимаемой должности. Его величина обычно не превышает 40% от всей суммы заработной платы.
  2. Компенсационные выплаты за отработку часов сверх предусмотренной нормы, трудовую деятельность во вредных условиях, работу в экстремальной обстановке. Значение данной категории также зависит от немалого количества факторов, но при стандартных обстоятельствах прибавляет в среднем 15% к зарплате.
  3. Стимулирующие выплаты, которые были введены сравнительно недавно. Для их получения придется добиться конкретных показателей эффективности. При положительных результатах величина надбавки может достигать 40% от суммы заработной платы. Однако лишиться ее очень просто, так как зачастую бюджетные учреждения функционируют в условиях недостаточного финансирования.

Даже при получении всех предусмотренных выплат доход библиотекаря нельзя назвать чем-то приличным, особенно в современных тенденциях.

Последние новости по заработной плате библиотекаря в 2020 году

Средняя заработная плата в первую очередь определяется региональными особенностями. Если брать приблизительные значения по всей Российской Федерации, то можно установить, что библиотекарь получает 13 000 – 14 000 рублей.

Очевидно, что заработная плата в Москве и Санкт-Петербурге должна быть явно выше, чем в других субъектах страны. Но даже в этих городах средний библиотекарь получает не более 27 000 рублей, что считается проживанием на грани бедности.

В провинциальных субъектах тоже не все столь однозначно. К примеру, доход библиотекаря в Оренбургской области и на Дальнем Востоке может значительно различаться. Это, опять же, обусловлено экономическими особенностями.

Но все же можно сделать вполне реальный вывод: в большей части южных и европейских регионах заработная плата специалиста находится в диапазоне от 12 000 до 15 000 рублей. Для жителей северных областей и местностей на Дальнем Востоке зарплата составляет 20 000 – 25 000 рублей.

Специалист становится ведущим библиотекарем, если он проработал не менее 9 лет в данной сфере, пройдя нулевую, первую и вторую категорию. Несмотря на значительный стаж, рассчитывать на весомую прибавку к заработной плате не стоит. В сравнении со средней суммой вознаграждения за труд обычного библиотекаря, ведущий дополнительно получает от 4000 до 5000 рублей.

Помощник библиотекаря редко работает на полную ставку – зачастую объем финансирования данной категории очень ограничен. Поэтому в большинстве случаев заработная плата составляет 5000 – 6000 рублей за половину ставки. При полном рабочем днем зарплата составляет порядка 10 000 – 11 000 рублей.

Школьный библиотекарь – все менее значимая профессия, которая оплачивается в пределах 11 000 – 12 000 рублей, что для провинциальных городов считается вполне нормальной заработной платой, так как в сельской местности зарплата еще меньше.

Библиотекарь в текущих условиях считается крайне низко востребованной профессией. Распространение интернета, с помощью которого можно получить необходимую информацию сразу, где допустимо скачать нужные книги, позволяет избавиться от необходимости существования книжных учреждений.

И все же библиотеки должны быть сохранены в высших учебных заведениях, так как далеко не все сведения можно получить в интернете бесплатно. Многие рукописи и редкие экземпляры хранятся исключительно в бумажном варианте.

Будущие педагоги-библиотекари освоят следующие вопросы учебного плана:

  • Суть, принципы и формы библиотечно-педагогической деятельности.
  • Педагогика воспитательного процесса.
  • Теоретические вопросы библиотековедения и организации библиотечного дела.
  • Формы социокультурной деятельности педагога-библиотекаря.
  • Методы воспитания литературными средствами.
  • Вы готовы к ведению деятельности педагога-библиотекаря, способны организовывать работу библиотеки образовательной организации.
  • Вы умеете проводить воспитательные мероприятия, беседы с читателями, встречи с современными авторами, привлекать к обслуживанию в библиотеке большее число читателей.
  • Вы понимаете инновационные подходы к организации библиотечного дела и можете применять методы формирования информационной культуры в процессе работы с читателями.

Обратите внимание!

Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.

Цель: профессиональная переподготовка для ведения нового вида деятельности.

Категория Слушателей: лица, имеющие (или получающие) высшее или среднее профессиональное образование.

Срок обучения: 12 недель (340 часов)

Учебный план программы, реализуемой с применением в полном объеме дистанционных образовательных технологий.

Скачать учебный план

№ п/п

Наименование дисциплин

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Лекции

Практи-ческие занятия и тести-рование

1.

Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-библиотекаря

56

28

28

З

2.

Основы общей педагогики

56

28

28

ДЗ

3.

Теория и методика воспитания

56

28

28

З

4.

Теория библиотековедения. Основы организации и управления библиотечным делом

56

28

28

ДЗ

5.

Теория и методика социально-культурной деятельности

56

28

28

ДЗ

6.

Эффективные формы и методы библиотечно-педагогической работы в области воспитания средствами литературы и чтения

56

28

28

З

Итоговая аттестация

4

Итоговый междисциплинарный экзамен

ИТОГО

340

Библиотекарь – это хранитель знаний, привратник мира книг. С развитием интернета, предлагающего электронные книги, профессия не самая популярная, но она и по сей день остаётяся актуальной.

С распространением электронных книг бумажные носители информации, казалось бы отмирают, но это не означает, что библиотеки не будут нужны будущим поколениям. Их работники отвечают за хранение, поиск, выдачу книг и за порядок в «Храме знаний». Круг обязанностей библиотекаря достаточно широк. Простой обыватель, посещавший хотя бы школьную библиотеку не представляет, какой титанический труд стоит за аккуратными книжными полками и приветливой улыбкой работника библиотеки.

Сейчас эта профессия, говоря откровенно не популярная из-за низкой заработной платы, но свет знаний, который эти люди озаряют наши души, бесценен. Кто же стоит по ту сторону обложки волшебной книги? Рассмотрим поближе этого редкого специалиста познакомимся с его рабочими буднями.

Есть два понятия: библиограф и библиотекарь, в чем разница, спросите Вы. В общем её нет: «библио» + «граф» означает «описывать книги». Библиотекарь и занимается этим: технической документацией, картами, рукописями, диссертациями, электронными файлами. Чтобы работать по специальности, достаточно филологического или библиотечного образования — это профстандарт. Педагогическое образование для работы не котируется — нужна переподготовка, для этого лучше пройти дополнительные обучающие курсы по профессии педагог библиотекарь.

Чтобы приступить к своим обязанностям нужно получить соответствующее образование. Библиотекарями становятся выпускники гуманитарных специальностей: «документоведение», «филология», «культурология», «литературоведение».

После того, как диплом получен, путь в профессию и страну книг открыт, но отнюдь не лёгок. Повседневные обязанности библиотекаря – это:

  • сортировка, поиск, выдача, хранение книг библиотечного фонда;
  • тесное взаимодействие с читателями (консультация по поиску литературы и другой необходимой информации по запросам посетителей);
  • ведение библиотечного каталога (приём, учёт, занесение информации в базу данных новых книг; оформление электронного каталога);
  • оформление заказов для покупки новых книг для библиотечного фонда по читательским запросам;
  • организация литературных мероприятий на базе библиотеки (например, чтобы привлечь внимание читателей проводятся встречи с писателями, поэтические вечера, книжные ярмарки, викторины, конкурсы и научные конференции);
  • работа также подразумевает поддержание порядка на рабочем месте;
  • профессиональная аттестация подтверждает профессионализм, её должен проходить библиотекарь, также работающий в школе.

Средняя зарплата, по данным статистики за 2019 год составляет примерно 10 000 рублей. При этом библиотекари сельских и провинциальных библиотек получают ещё меньше – их труд оценивается в 9 000 рублей. А вот частные школы предлагают повышенные ставки: размер месячного оклада от 12 до 15 тысяч рублей. Самая высокая оплата труда зафиксирована в Москве и на Камчатке. Она превышает 21 000 рублей.
Многие считают подобные суммы несоразмерными требованиям, которые обязаны выполнять библиотечные работники, они должны быть образованными, вежливыми, способными подсказать читателю, какую книгу выбрать, то есть – обладать обширными познаниями.

Сколько зарабатывает (получает) библиотекарь зависит от престижа библиотеки в которой он работает, находится она в городе, или сельской местности и от других факторов.

Когда мы задаёмся вопросом, куда пойти работать библиотекарем, на ум сразу приходят воспоминания из детства, студенческой юности. Действительно, школьные библиотеки, а также научные книжные фонды при ВУЗах нуждаются в компетентных работниках. Кроме того, многие гуманитарные специальности (историк, литературовед, журналист) занимаются изучением исторических источников. В библиотечных фондах хранятся подшивки газет, журналов, альманахов за позапрошлый век. Это значит, что бумажная книга не умрёт, несмотря на развитие высоких технологий.

Охрана труда — ещё один важный аспект профессии. Общие положения инструкции содержат информацию о том, что работать по специальности библиотекарь может лицо, достигшее 18 лет, прошедшее медицинский осмотр (наличие медкнижки обязательно).

Остальные пункты инструкции посвящены вопросам безопасности работника и посетителей библиотеки. Вроде бы спокойная профессия, что может случиться? Документ же содержит рекомендации по технике безопасности до начала рабочего дня, в рабочее время, после окончания смены. Основная часть этих требований основана на соблюдении санитарных норм. Библиотекарь должен следить за проветриванием помещения (в отсутствие читателей), за техникой (исправностью проводки), за влажностью и освещённостью читального зала. Отдельно выделен пункт, описывающий способы оказания первой помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. Специалист обязан знать, как помочь пострадавшему при переломе, обмороке, вывихе — специалисту приходится работать с людьми.

Как действовать во время пожара — в библиотеке много бумжной печатной продукции, в некоторых хранятся старинные рукописи, поэтому нужно соблюдать осторожность и быть внимательным. Необходим контроль за исправностью электропроводки. Возгорание может навредить посетителям библиотеки, или погубить бесценные книги, которые находятся в здании.

Эту инструкцию по охране труда нужно знать, чтобы успешно пройти профаттестацию.

Карьерный рост по специальности не высокий, причина её узкая направленность. Конечно, рядовой библиотекарь может «дорасти» до заведующего библиотекой, куратора образовательного проекта или руководителя медиатеки. Ведущий библиотекарь, это самая высокая ступенька карьерной лестницы, а должностная инструкция будет включать пункт — управление младшим персоналом.

  1. Библиотекарь — без категории может работать без стажа.
  2. 2 категории — стаж этой категории зависит от образования, если у человека высшее образование, то могут принять без стажа. Со средним нужен стаж не менее 3 лет.
  3. 1 категории — обязательно высшее образование и стаж более 3 лет.
  4. Ведущий специалист это высшее звено, тут нужен стаж и образование.

В планах было повышение заработных плат в течение 6 лет каждого сотрудника бюджетной сферы в несколько раз. Но доход библиотекарей повышается очень медленно, а на данный момент в государственном бюджете на данную сферу деятельности денежных средств не предусмотрено.Изменений в оплате труда у библиотекарей практически не произошло. В конце 2015 года средний размер зарплаты составлял 11 150 рублей.

В начале 2019 года уровень и вовсе снизился до 10 000 рублей, но спустя несколько месяцев снова оказался на прежнем уровне.

Более высокая заработная плата данных специалистов зафиксирована на Камчатке — 25 114 рублей.РекламаВысокая заработная плата библиотекарей, размер которой составляет 25 114 рублей, наблюдается на Камчатке. На втором месте Москва, там оплата труда доходит до 21 750 рублей.

Что касается таких регионов, как Ненецкий Автономный округ, Республика Саха и Ленинградская область, то примерная сумма оплаты труда составляет 21 000 рублей.

В 2011 году Приказом Минздравсоцразвития №448н была введена в реестр новая должность педагог-библиотекарь.

Должность педагог-библиотекарь введена в образовательных учреждениях.

Такой профессионал должен выполнять не только работу с книгами, но и педагогическую участие в образовательном процессе, книжные кружки, клубы, развитие и поддержание читального интереса у учащихся.

Средние зарплаты педагога-библиотекаря в России очень разнятся, в зависимости от региона работы (руб.):

  • Московская обл. 50 000;
  • Республика Саха 31 250;
  • Ненецкий а.о. 29 000;
  • Хабаровский край 27 000;
  • Ленинградская обл. 26 000;

Наибольше вакансий открыто в следующих областях:

  • Краснодарский край 29,7%;
  • Московская обл. 16,2%;
  • Алтайский край 8,1%;
  • Ставропольский край 8,1%.

Зарплата 6600-15300 руб. указана в 58,5% открытых вакансий.

  • В США библиотекарь в год может получить в среднем 46 тыс. долл. профессия относится к среднему классу по уровню доходности.
  • В Германии за месяц такой специалист может заработать в среднем 3200 евро брутто.

В обязанности входит:

  • разработка рабочей программы, участия учащихся в ней;
  • анализ достижений обучающихся, выявление их способностей, достижений, целей;
  • организация, выставок, конференций;
  • учет фонда библиотеки;
  • обработка литературы, которая поступает в библиотеку;
  • обслуживание учащихся и работников учебного заведения.

Также нужно отметить, что ставка педагога библиотекаря повысилась благодаря тому, что теперь эту профессию приравнивают к педагогической. Но все равно в школе зарплаты таких специалистов остаются на очень низком уровне.

По состоянию на конец 2015 года средняя зарплата библиотекаря в России составляла 11150 рублей.

Весной 2019 средний уровень понижался до 10000 рублей, но к осени вернулся к прежним показаниям и даже немного вырос — до 11512 рублей. Наиболее высоко ценят труд этих специалистов на Камчатке (25114 руб.).

Последние новости о зарплате библиотекарей в 2019 году

В некоторых регионах величина оклада библиотекаря составляла вообще смешные, по нынешним временам, цифры: 700 рублей. И это, несмотря на то, что работа библиотекаря требует определенной квалификации, а 40% сотрудников библиотек имеют высшее образование, в том числе и специальное, библиотечное.

В 2005 году правительство осознало риски утраты культурного наследия страны в виде библиотечных фондов, снижения общего уровня образования, массовой люмпенизации населения, распада созданной за предыдущие десятилетия библиотечной системы.
Библиотекарь с высшим образованием рассказала, на что тратит свою зарплату в 12 тысяч рублей.

Елена работает библиотекарем и получает 12 тысяч рублей.

По словам Елены, для библиотекаря это еще далеко не самая маленькая зарплата. И даже в этом случае государство пытается как-то ущемить работников культуры: с людей снимаются какие-то мизерные надбавки, в некоторых учреждениях проводятся сокращения. Парадоксально, но сейчас многие люди, которые приходят в библиотеку, говорят, что хотят читать именно печатные, а не электронные книги.

К тому же в библиотечных фондах хранится масса литературы, которую не найти в электронном виде.

В Москве и Питере много публики, читающей бумажные книги в метро. К сожалению, на комплектование выделяется слишком мало денег, а интересы читателей весьма разнообразны. Почему бы не поддержать желание нации обогатить свой внутренний мир, получить новые знания, да и просто отвлечься от насущных проблем?

Спутником и проводником в этом деле всегда были книги. Просто кто-то сейчас об этом забыл.

Сотрудники библиотеки (а почти все из них имеют высшее образование) — это не просто машины для выдачи книг, а помощники, консультанты в подборе и поиске информации. Книжные каталоги достаточно сложны, и дилетант сможет получить оттуда очень скудные сведения. К примеру, читатель набирает в электронном каталоге «Александр Македонский» и видит список книг, если бы написал «Александр Великий», то получил бы совсем другие источники.

Также можно набрать «Советско-финская война», «Советско-финляндская», «Зимняя война», и в каждом случае каталог покажет разные книги.

Об этом знают далеко не все читатели. То же касается и многих других моментов. Я живу в однокомнатной квартире одна: жилье досталось по наследству от бабушки.

За квартиру, где установлены счетчики на газ, свет и воду, плачу 2200 руб.

Пользуюсь косметикой фирмы «Эйвон», на что ежемесячно трачу где-то 400 руб., на парикмахерскую — 300 руб. Каждую неделю хожу в гости к маме и покупаю подарки, на что ежемесячно уходит примерно 1000 руб. Для библиотекаря слабое звено — это глаза, потому на лекарства и витамины для глаз я расходую примерно 500 руб.

На прием к окулисту в поликлинике, как правило, не попасть, потому посещаю платного специалиста, на это уходит примерно 200 руб. в месяц. Наверное, многие удивятся, но я заказываю книги по Интернету: те, которых в библиотеке нет и их появление не предвидится, а очень хочется прочитать! На это расходую примерно 700 руб. в месяц. Одежду и обувь покупаю только по необходимости.

Ремонт давно не делала. В многом это существование по принципу «нечего хотеть, если не могу купить». Если нет желания что-то иметь, то при такой зарплате жить как-то можно. А если чего-то хочется? Сейчас государство взяло курс на сокращение количества библиотек и библиотекарей, мотивируя это снижением интереса к библиотекам, переход на электронные носители информации.

Не секрет, что профессия библиотекаря — одна из самых неблагодарных. Несмотря на то, что должность эта достаточно важная и ответственная, оплачивается она плохо, а потому быть библиотекарем сегодня совсем не почетно. Между тем если какая-то профессия существует, значит, это кому-то нужно.

Если нельзя совсем избавиться от библиотекарей, значит, надо сделать их зарплату такой, чтобы на нее можно было достойно жить.

В 2020г в Минпросвещения заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату. Как обещал Виктор Басюк, до конца 2020 года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах должны быть введены уже в 2021 году.

В октябре 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 апреля 2021 года (согласно итогам первого квартала 2021 года) запланировано поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, госслужащим.

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:

— основной оклад;

— индивидуальная премия (минимум 5%);

— доплата за вредность и работу в выходные дни;

— надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);

— иные дополнительные платежи (если есть).

Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.

Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.

Список профессий педагогических работников: воспитатель, учитель, воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель), преподаватель, дефектолог, коррекционный педагог, логопед, мастер производственного обучения (мастер ПО), методист — педагог, нейропсихолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, учитель начальных классов, фонопедагог, педагог-библиотекарь.

Список должностей учебно-вспомогательного персонала: секретарь учебной части, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, диспетчер образовательного учреждения, лаборант, вожатый, младший воспитатель, помощник воспитателя.

11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты.

Будут ли наконец введены изменения? Что об этом думают коллеги и кому лучше пройти аттестацию сейчас? Разбирали в новой статье.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря

Педагог-библиотекарь:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего труд��вого распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Педагог-библиотекарь несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Ежемесячные оклады библиотекарей в разрезе по количеству рабочих мест.

Доля рабочих мест Диапазон в национальной валюте Эквивалент в USD
4% от 30 001 ₽ от $402
15% от 25 001 ₽
до 30 000 ₽
от $335
до $402
9% от 20 001 ₽
до 25 000 ₽
от $268
до $335
28% от 15 001 ₽
до 20 000 ₽
от $201
до $268
43% от 10 001 ₽
до 15 000 ₽
от $134
до $201
1% до 10 000 ₽ до $134
Должность Средняя зарплата в рублях В USD
Библиотекарь 16258 ₽ $218
Главный библиотекарь 21232 ₽ $285
Библиотекарь педагог 16466 ₽ $221
Школьный библиотекарь 16100 ₽ $216
Библиотекарь библиограф 14070 ₽ $189
Помощник библиотекаря 12700 ₽ $170
Таблица-2
Регион Средний оклад в рублях В USD
Республика Бурятия 17 100 ₽ $229
г. Улан-Удэ 18 905 ₽ $253
Приморский край 17 023 ₽ $228
г. Владивосток 18 819 ₽ $252
Амурская область 16 784 ₽ $225
г. Благовещенск 18 556 ₽ $249
Томская область 16 406 ₽ $220
г. Томск 18 138 ₽ $243
Удмуртская Республика 16 086 ₽ $216
г. Ижевск 19 456 ₽ $261
Калужская область 15 676 ₽ $210
г. Калуга 17 331 ₽ $232
Кемеровская область 14 533 ₽ $195
г. Кемерово 19 158 ₽ $257
Республика Татарстан 14 517 ₽ $195
г. Казань 17 413 ₽ $233
Регион Средний оклад в рублях В USD
Челябинская область 13 143 ₽ $176
г. Челябинск 14 428 ₽ $193
Алтайский край 13 114 ₽ $176
г. Барнаул 14 428 ₽ $193
Вологодская область 13 101 ₽ $176
г. Вологда 14 484 ₽ $194
Орловская область 13 091 ₽ $175
г. Орел 14 472 ₽ $194
Омская область 12 945 ₽ $173
г. Омск 14 527 ₽ $195
Забайкальский край 12 860 ₽ $172
г. Чита 14 218 ₽ $191
Оренбургская область 12 833 ₽ $172
г. Оренбург 14 188 ₽ $190
Ульяновская область 12 812 ₽ $172
г. Ульяновск 12 222 ₽ $164

Новая инструкция!
Должностная инструкция педагога-библиотекаря по Профстандарту Предлагаем также ознакомиться:
Должностная инструкция заведующего библиотекой школы
Должностная инструкция библиотекаря в школе

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-библиотекаря в школе разработана на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2020 года, требованиями ФГОС начального, основного и среднего общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г и №413 от 17.05.2012г в редакциях от 11.12.2020г; Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция педагога-библиотекаря устанавливает должностные обязанности с учетом ФГОС, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-библиотекаря.
1.3. Педагога-библиотекаря назначает и освобождает от должности директор школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.4. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо:

  • имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения им предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.5. Педагог-библиотекарь находится в подчинении у директора школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.6. Педагог-библиотекарь осуществляет свою деятельность согласно:

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Уставу общеобразовательного учреждения;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору;
  • инструкции по охране труда педагога-библиотекаря школы.

1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ

Льготы педагогам библиотекарям

  • Охрана труда администрации
  • Охрана труда учителя
  • Учебно-вспомогательный персонал
  • Обслуживающий персонал
  • Техника безопасности классного руководителя
  • Техника безопасности для учащихся
  • Инструктажи для учащихся
  • Охрана труда психолога
  • Охрана труда в библиотеке
  • Охрана труда в столовой
  • Перечень инструкций по ОТ
  • Кабинет начальной школы
  • Кабинет физики
  • Кабинет информатики
  • Кабинет биологии
  • Кабинет химии
  • Кабинет технологии
  • Учебные мастерские
  • Спортивный зал
  • Кабинет ОБЖ
  • Кружки, студии, секции
  • Пожарная безопасность в школе
  • Инструктажи по ПБ в школе
  • Видео пожарной безопасности
  • Перечень инструкций по ПБ
  • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
  • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
  • Инструкции школьного лагеря
  • Инструкции для детей лагеря
  • Инструктажи для детей

НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ: педагог-библиотекарь

Вера Николаевна Понкратова, Жанна Петровна Осипцова,

специалисты аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Авторы, комментируя нормативные правовые акты, отвечают на вопросы, связанные с появлением новой должности педагогического работника — «педагог-библиотекарь», особенностями его деятельности, социально-трудовыми правами и гарантиями.

• квалификационные характеристики • социально-трудовые права и гарантии

• штатное расписание • трудовой договор • должностные обязанности

• отпуск • оплата труда

п

риказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»1 в Единый квалификационный справочник внесено изменение, которым этот раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».

Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1 Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н опубликован в «Российской газете» от 13 июля 2011 г. № 150 и вступил в силу с 24 июля 2011 г.

В связи с нормативно-правовым введением новой должности «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении:

• Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой должности в библиотеках школ является обязательным, а должности библиотечных работников должны быть исключены из их штатных расписаний?

• Если в штате школы есть должность библиотечного работника, следует ли её заменять на должность педагога-библиотекаря?

• Если принято решение о введении

в штат школы должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители школ удовлетворять требования библиотечных работников о переводе их на должность педагога-библиотекаря?

• Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы, преимущества, порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников?

• На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу?

• Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет, от чего зависит размер должностного оклада?

• Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников?

Порядок введения в штат школы должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означают, что из штатных расписаний школ должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания школам о внесении изменений в их штатные расписания, в том числе об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо неё в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со статьёй 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к его компетенции.

Следовательно, руководители школ вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами, поскольку эта деятельность — основная как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

К примеру, в крупных школах с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей в школьных

библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями.

Поэтому если школа сочтёт целесообразным с учётом имеющихся ресурсов, финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в её штатное расписание. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но не предполагается её сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

Библиотека – это культурно-образовательный и информационный центр, который по законодательству способствует педагогическому коллективу в деле воспитания учащихся, выполнении учебно-производственного плана, а также помогает учащимся в глубоком усвоении знаний. При этом библиотекари (сотрудники данного заведения) помогают школьникам в овладении профессией, в повышении уровня образования и расширении кругозора, а также воспитывают в учащихся любовь к книге, к чтению, прививает навыки национальных обычаев, национального искусства. Причем происходит это, как в урочное, так и во внеурочное время, поэтому обсудить будет ли повышение зарплаты библиотекарей в 2020 году, которые выполняют работу в тяжелых условиях, стоит с особенной тщательностью.

Ранее рабочие места были предназначены только для людей с профессиональным образованием, но теперь, с учетом того, что за работу в библиотеках многие получают не более 16 000 рублей за месяц, а требования при этом к представителям этой профессии предъявляются максимально высокие, при том что условия для нормальной работы не создаются.

Сегодня доход сотрудников библиотек состоит из нескольких факторов, среди которых особенного внимания заслуживает фиксированный оклад (рассчитывается на основе тех часов, которая сотрудник библиотеки фактически отработал), премиальные доплаты (в любом случае представителям данной профессии государственными властями компенсации полагаются), а также доплаты за стаж. Более того, оклад сотрудников библиотеки зависит от того, в каком регионе проживает человек, потому что в России все ещё остается тенденция, при которой московские библиотекари могут зарабатывать больше, чем те, которые проживают в глубинке.

Новости по теме:

Рассматривая последние новости о повышении зарплаты особенное внимание уделяется тому, что современный бюджет очень ограничен в финансовых средствах, и хотя указами, принятыми президентом был определен факт того, что зарплаты бюджетников должны увеличиваться, на сегодняшний день это происходит только за счёт индексации.

Официальная индексация окладов библиотекарей на 2020 год пока точно не определена, но есть данные о том, что процедура индексации будет производиться с учетом реальной инфляции, и дополнительные нововведения в этом вопросе не принимаются во внимание. Зарплаты будут проиндексированы примерно на 4%, но за новостями необходимо следить, потому что они могут в любой момент изменится.

Обеспечение нормальной деятельности библиотекарей состоит из функционирования библиотеки, то есть ее помещения. Оно должно удовлетворять требования гигиены, компактности, сохранение книжных фондов, нормального прохождения библиотечных процессов. Планировка помещений зависит от размеров библиотеки и ее фонда, количества читателей и тому подобное. Нормы площади на одного читателя, библиотекаря фиксируются законодательством и многие библиотекари в таких условиях совмещают несколько должностей, чтоб заработать больше денег, что может не самым лучшим образом сказываться на выполнении служебных обязанностей.

В завершение нужно изучить и особенные льготы, предоставляемые представителям данной сферы деятельности, потому что они позволяют хотя бы немного улучшить материальную ситуацию библиотекарей и повышают уровень престижности профессии.

Правда здесь стоит сказать, что на льготы могут рассчитывать не все библиотекари, потому что власти, при составлении законопроекта, то ли случайно, то ли намеренно немного ошиблись и пропустили одно слово, поэтому школьные библиотекари остались, как говорится не у дел. Однако сказать, что список льгот довольно большой нельзя, и его особенностью является то, что он находится на регулировании органов местного муниципалитета, то есть именно не могут решить, кто достоин льгот, а кто нет.

Современным обществом профессия библиотекаря сегодня очень часто притесняется. Она не ценится, потому что считается не престижной, и низко оплачивается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *