Трудовой договор с работником на алкоголь на основании ФЗ 171

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой договор с работником на алкоголь на основании ФЗ 171». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

К производству и обороту винодельческой продукции законодательство о виноградарстве и виноделии применяется в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)

деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)

Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 248-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ

1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

1. Вывоз из Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и законодательством о виноградарстве и виноделии. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 29.06.2015 N 182-ФЗ (ред. от 28.12.2017), от 02.07.2021 N 345-ФЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 27.12.2009))

3. Качество ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. от 27.12.2009), от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

4. Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок регулирования импорта винодельческой продукции и контроль за качеством ввозимой винодельческой продукции осуществляются с учетом требований законодательства о виноградарстве и виноделии. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)

Регулирование алкогольного рынка

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154, направляет разъяснения Росалкогольрегулирования на часто задаваемые вопросы граждан и организаций, касающиеся регулирования розничной продажи алкогольной продукции, для использования их в качестве информации при ответах на аналогичные вопросы в соответствии c пунктом 10.17 Регламента Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 18 октября 2016 г. № 341, пунктом 8.17 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 15 июня 2009 г. № 18.

Прилагаемые разъяснения носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными правовыми актами или актами, имеющими нормативные свойства, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не могут применяться в качестве обязывающих предписаний.

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

В. Заславский

Приложение
к приказу Федеральной службы по
регулированию алкогольного рынка
от 31 января 2017 г. № 2148/03-04

1. По вопросу возможности изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Положения данного пункта распространяются, в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Таким образом, организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.

2. По вопросу возможности перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями юридического лица, осуществляющего ее розничную продажу.

В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) в лицензии указывается место нахождения организации, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Согласно пункту 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, перемещение алкогольной продукции возможно по местам нахождения подразделений, указанных в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции.

Перечень документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ и содержит в том числе, справку к товарно-транспортной накладной (далее — Справка к ТТН).

Форма Справки к ТТН и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

В соответствии с пунктом 5 правил заполнения Справки к ТТН при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции организацией-продавцом заполняется только раздел «Б» Справки к ТТН.


Даны некоторые разъяснения, касающиеся регулирования розничной продажи алкогольной продукции.

В частности, указано, что организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут изготавливать коктейли и другие напитки в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной.

Также отмечается, что организации не обязаны фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

Место осуществления розничной продажи алкогольной продукции и место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должны отличаться как фактически, так и в лицензии.

Кроме того, рассмотрен вопрос о необходимости применения контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции, а также о возможности использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях.

24 апреля 2020 года подписан Федеральный закон № 145-ФЗ, который ограничивает продажу алкоголя в предприятиях общепита, находящихся в многоквартирных домах. Он вступает в силу на майских праздниках, 5 мая 2020 года. Закон запрещает розничную продажу алкоголя при зале обслуживания менее 20 кв. метров. Закон принят для того, чтобы у жителей многоквартирных домов не было под окнами раздражающих факторов в виде граждан, принимающих горячительные напитки. Причем региональные власти могут ввести дополнительные ограничения на продажу алкоголя в объектах общепита, которые расположены в многоквартирных домах.

Контроль в системе ЕГАИС осуществляется уже на этапе получения заказа у производителя алкогольных напитков. Организация должна установить себе программу товарного учета, поддерживающую ЕГАИС. Сведения из программы и количество закупленного алкоголя должны полностью совпадать. Каждая бутылка должна быть с маркой; на марке нанесен штрих-код, который содержит информацию о производителе, его лицензии на изготовление, иную информацию о продукции.

Продавцы алкоголя должны вести журнал учета. В журнал вносят такие данные: код, наименование и номер товара; дата продажи; данные о количестве единиц продукции и его литраже; код вида алкогольной единицы. Разрешается вести учет продаж в бумажном или электронном варианте. Ведение журнала продаж и учет через ЕГАИС производится раздельно.

Розничная продажа алкогольной продукции

Пьянство на работе запрещено по умолчанию. Появление в состоянии опьянения является основанием для увольнения. Однако работодатель должен учитывать, что за разовую алкогольную акцию увольнять нельзя. Расторжение трудовых отношений актуально только тогда, когда сотруднику уже вынесено несколько предупреждений по поводу пьянства. Многие компании включают запрет на распитие спиртных напитков в свои внутренние правила. Это наиболее распространенный способ ограничения нежелательных действий.

В связи с этим встает вопрос, нужно ли вообще распоряжение? Ведь запрет на распитие алкогольных напитков содержится во множестве других актов. Большинство организаций подобные приказы не издает.

Но иногда может возникнуть потребность в издании документа. В частности, распоряжение актуально тогда, когда проблема пьянства на рабочем месте все-таки есть. В этом случае можно издать приказ и ознакомить с ним всех сотрудников. Приказом можно зафиксировать санкции, которые ждут нарушителей.

К сведению! Законом не установлена форма распоряжения. А потому составить его можно в свободном виде. Однако нужно соблюдать стандартные правила: наличие подписи, даты, сформулированных положений.

Собрали в таблицу пункты закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…», о которых надо помнить точкам общественного питания, осуществляющим продажу алкогольных напитков.

Требования Основание из 171-ФЗ

Организационно-правовая форма

Для реализации крепкого алкоголя ─ только юрлицо. Пиво могут продавать и ИП.

п.1 ст.16

Место продажи

Перечень видов объектов общепита, где можно продавать алкоголь закрытый, к ним относятся только рестораны, бары, кафе, буфеты. В этом списке нет столовых, закусочных, кулинарий и др.

Также в перечисленных заведениях общепита обязательно должен быть зал обслуживания посетителей.

Требований к площади зала нет, кроме точек, которые расположены в жилых домах или рядом. В них зал должен быть не менее 20 кв. м. Но региональные власти могут изменить требования к площади или вообще запретить продажу алкоголя в жилых домах.

п.4 ст.16

Время продажи

Круглосуточно

п.9 ст.16

Онлайн-касса

Обязательна

п.10 ст.16

Лицензия

Получение лицензии на «розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания» необходимо. Такая лицензия дает право на закупку алкоголя, хранение, в том числе во вскрытой потребительской таре, использование в приготовлении напитков и блюд, продажу в открытой таре или на розлив.

Исключение ─ ИП, которые продают пиво, пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре. Им лицензия не нужна.

п.4 ст.18

Как и другие розничные продавцы, точки общепита также должны соблюдать требования ст.16 закона № 171-ФЗ в части ограничения продаж в зданиях определенного назначения, например, в школах и медучреждениях, и не продавать алкоголь несовершеннолетним.

Оборот спиртосодержащих напитков включает:

  • закупку;

  • постановку на баланс;

  • хранение;

  • списание.

Разберем каждый этап подробнее.

Закупка

При отгрузке продавцы алкоголя отправляют в ЕГАИС электронные версии ТТН (товарно-транспортных накладных). В электронных накладных с крепким алкоголем перечислены марки всех бутылок из поставки, а в документах по пиву ─ только количество в штуках, кегах или литрах.

В точке общепита должны загрузить ТТН из ЕГАИС и сравнить данные документа с поставленной продукцией.

По крепкому алкоголю надо убедиться, что поставщик привез бутылки именно с теми марками, коды которых перечислены в электронной накладной. Для этого лучше всего отсканировать марки на всех бутылках.

Закупку пива проверяют по количеству, наименованию продукции, емкости тары.

Результаты проверки ТТН торговая точка должна отправить в ЕГАИС:

  • Актами подтверждения закупки оформляют согласие с данными поставщика.

  • Акты разногласий составляют в тех случаях, когда есть расхождения между привезенной продукцией и накладной. В акте надо перечислить непоступившие или лишние марки.

  • Акты отказа используют, если поставка не принимается. После этого надо подготовить алкоголь к возврату поставщику.

С 2021 года изменились сроки подтверждения закупок ─ электронные накладные требуется «обрабатывать» в тот же день, когда фактически была принята продукция и сделана отметка в бумажной накладной.

С 01.02.2021 ЕГАИС будет контролировать период, в течение которого отгрузочные документы находятся «в пути». Если срок превысит 60 дней, поставка вернется на баланс отправителя. Если отправитель подаст жалобу в ФСРАР, на получателя могут наложить штраф за нарушение правил работы в ЕГАИС, согласно ст.14.19 КоАП, в размере:

  • 10 ─ 15 тыс. руб. на должностных лиц и ИП;

  • 150 ─ 200 тыс. руб. на организации.

Рекомендуем соблюдать сроки проверки ТТН.

Сверка поступившей продукции и накладных может сопровождаться ошибками и сложностями:

  • высока вероятность отсканировать одну и ту же бутылку;

  • надо где-то фиксировать коды марок, на которые поставка отличается от документов, чтобы потом перенести информацию в Акт разногласий;

  • документы для отправки в ЕГАИС нужно сформировать и отправить в короткий срок.

Такие операции не обязательно выполнять вручную, можно доверить их современному товароучетному сервису. Например, программа МТС:

  • предупредит, если одна и та же бутылка будет отсканирована дважды;

  • «запомнит» все марки, на которые продукция отличается от документов;

  • автоматически создаст Акты разногласий.

В результате поставка проверена, необходимые документы подготовлены, время сэкономлено. Еще в товароучетной программе МТС есть такие возможности:

  • «слепая приемка» ─ при желании и доверии поставщику позволяет подтвердить алкоголь без сканирования марок;

  • приемка агрегированными партиями ─ если упаковка с бутылками, например, коробка запечатана, достаточно отсканировать штрихкод на общей таре и не проверять каждую бутылку;

  • проверка документов на кассе ─ для загрузки ТТН не понадобится компьютер, сверку можно провести прямо на кассе точки общепита, что сэкономит время.

Приказ о запрете распития спиртных напитков на рабочем месте

После подтверждения накладных продукцию надо оприходовать:

  • алкоголь с марками ─ одновременно на регистр № 1 (партии) и регистр № 3 (коды марок), количество бутылок на регистрах после должно совпадать;

  • пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха ─ только на первый регистр.

Если приемка будет проведена с помощью товароучетного сервиса МТС агрегированными партиями ─ сканированием штрихкода на запечатанной упаковке, крепкий алкоголь автоматически встанет на учет в разрезе марок.

Немаркированные спиртные напитки, как и прежде, учитывают на регистрах № 1 и 2. Приходуют продукцию на первый регистр (склад), для продажи перемещают на второй (торговый зал).

Сверка остатков

И по крепкому алкоголю, и по пиву надо сверять остатки в точке общепита и ЕГАИС. Если этого не делать, расхождения со временем увеличатся, что может быть признано нарушением правил учета алкоголя с наложением штрафа.

Для сверки нужно:

  1. загрузить данные из инфосистемы;

  2. сравнить остатки алкоголя в баре, ресторане, кафе, буфете с цифрами из ЕГАИС;

  3. в случае расхождений выровнять запасы с помощью Актов постановки на баланс или Актов списания.

Проводить сверку и составлять документы вручную очень трудоемко.

Лучше довериться программам, например, товароучетная программа МТС запрашивает остатки в ЕГАИС. После сверки готовятся Акты постановки на баланс и Акты списания с указанием марок. Документы остается только провести в ЕГАИС.

Списание

В основном алкоголь продают, но бывают и другие причины списания, например, недостача, бой бутылок и т. п.

  • Постановление ЦИК России от 25.05.2021 N 7/54-8 (ред. от 10.08.2021)
  • Постановление ЦИК России от 24.11.2010 N 228/1503-5 (ред. от 09.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 18.08.2020 N 14-40/45423 (ред. от 05.08.2021)
  • Приказ ФТС России от 25.05.2020 N 463 (ред. от 05.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 09.06.2018 N 14-40/34803 (ред. от 05.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 22.03.2018 N 14-40/15929 (ред. от 05.08.2021)
  • Положение о Комитете по стандартам по деятельности управляющих при Банке России
  • Приказ Ространснадзора от 31.12.2020 N ВБ-955фс (ред. от 04.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 10.04.2018 N 14-40/20293 (ред. от 04.08.2021)
  • Приказ Росстандарта от 15.03.2021 N 340 (ред. от 03.08.2021)
  • ЕГАИС для общепита

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Указ Президента РФ от 14.02.2020 N 124

        «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009»

      • Поручение Президента РФ

        «Поручения в связи с пожарами в Якутии»

      • Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 459

        «О внесении изменений в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 559»

      Администрация Курской области

      • Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год (согласно законодательству Российской Федерации)

        (утв. Минфином России)

      • Приказ Минцифры России от 26.10.2020 N 538

        «Об утверждении нормативов размещения отделений почтовой связи и иных объектов почтовой связи акционерного общества «Почта России» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60659)

      • Информация Минфина России

        «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации)»

      Начнем «вытачивать» трудовой договор с продавцом с общих условий, которые присущи любому договору с каждым наемным работником. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) обязательно должны быть указаны следующие сведения:

      • Место работы (указывается наименование юридического лица, адрес его регистрации или ФИО работодателя – индивидуального предпринимателя и адрес регистрации). Любые уточнения (наименование магазина или сети магазинов) допустимы, но не являются обязательными. Статья 57 ТК РФ относит указание на уточнение места работы к дополнительным условиям. Так что если работодатель планирует, что продавец будет выполнять свои трудовые обязанности не в одном конкретном магазине сети, то указывать дополнительные условия нецелесообразно.
      • Срок действия трудового договора. Организации торговли могут функционировать временно, в зависимости от сезона, конкретного события или периода. В таком случае с продавцом заключается срочный трудовой договор с обязательным обоснованием причины.
      • Условия оплаты труда (должностной оклад, имеющиеся у работодателя поощрительные выплаты, надбавки и т.д.).
      • Режим рабочего времени и времени отдыха (продавцы могут работать посменно, если предприятие торговли, допустим, имеет круглосуточный режим работы. В этом случае указывается, каким образом ведется учет рабочего времени работника).

      У данной категории работников вполне может быть специфический характер работы (например, в пути или разъездной). В этом случае такие условия должны быть указаны в трудовом договоре.

      Если работодатель разработал для продавца должностную инструкцию или иной внутренний документ с описанием функционала, то в трудовом договоре достаточно указать, что выполнение трудовых обязанностей производится в соответствии с данным документом. При его отсутствии функционал продавца указывается в трудовом договоре.

      На что же следует обратить внимание при определении обязательств продавца (особенно, если продавец совмещает в себе функции кассира)?

      А теперь взглянем на обязательства работодателя. Помимо общих моментов, отраженных в Трудовом кодексе РФ, желательно отразить в трудовом договоре специфические обязанности для отношений с работником-продавцом. Так, например:

      • Организация должна обеспечить продавцу наличие в кассе разменной монеты для обеспечения покупателей сдачей. Нарушение данного обязательства работодателя может привести к обсчету покупателей, что в свою очередь грозит штрафом по статье 14.7 КоАП РФ (обман потребителей). И хотя эти моменты оговорены в нормативных актах (в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 № 104) все же рекомендуется указать данное обязательство в трудовом договоре, чтобы продавец был осведомлен о праве требовать наличия разменной монеты в кассе.
      • Организация должна обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда.
      • Организация должна обеспечить работника оборудованием, техническими средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей. Это важно, если в функциональные обязанности продавца входит, например, предпродажная подготовка товаров, их распаковка, упаковка.
      • Если в обязанности продавца вменено обязательное ношение на рабочем месте форменной одежды или особых аксессуаров, то среди обязательств работодателя следует предусмотреть обеспечение ими продавца.

      Должность продавца включена в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 85. Соответственно, за недостачу товара продавец будет нести ответственность в соответствии с заключенным договором о полной материальной ответственности.

      В соответствии со статьей 244 ТК РФ договоры о полной материальной ответственности (как индивидуальной, так и полной) заключаются в письменной форме. Порядок определения ущерба, обязанность работодателя устанавливать размер и причину ущерба конкретизированы в статьях 246, 247 ТК РФ.

      Таким образом, выполнение обязанностей продавцом может создать для работодателя как риски финансовых потерь, так и процветание бизнеса в связи с привлечением новых клиентов. Именно поэтому не стоит искать легких путей и оставлять без внимания документальное оформление трудовых отношений, заключая с продавцом «типовые» шаблонные трудовые договоры.

      Статья 19. Особенности порядка реорганизации Предприятия при создании Общества

      Кроме того, под действие закона о продаже алкоголя не подпадает вся продукция, которая официально позиционируется, как безалкогольная, и прошла соответствующую проверку. Наиболее распространенными вариантами таковой являются безалкогольное пиво и безалкогольное вино. В них, обычно все же присутствует этанол, однако его доля редко превышает половину процента, а потому под действие указанного ФЗ такие напитки не подпадают.

      Основной перечень алкогольных напитков указан в вышеназванном федеральном законе и иных подзаконных актах. Если проще — любая жидкость, в которой содержится спирт, официально является сферой действия закона о продаже алкоголя. В частности:

      • вино;
      • ликер;
      • портвейн;
      • виски;
      • коньяк;
      • водка;
      • бренди;
      • абсент;
      • текила;
      • кальвадос;
      • любые настойки на спирту;
      • пиво.

      Помимо строго отведенного времени на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, также предусмотрены определенные даты, в которые продажа должна быть запрещена в принципе в течение всего дня вне зависимости от времени. Запрет устанавливается локальными законодательными актами. К общегосударственным дням полного отказа от продажи спиртного относятся:

      • день защиты детей. В связи с тем, что согласно исследованиям социологов огромное количество детей по всему миру страдает из-за того, что их родители или просто старшие товарищи употребляют алкоголь, 1 июня вы не сможете купить ни пиво ни вино. Стоит отметить, что о многом это сделано для того, чтобы и сами дети также не смогли купить спиртное;
      • день знаний. Запрет о продаже алкоголя 1 сентября является особенно актуальным. У современной молодежи вошло в моду отмечать этот праздник по-взрослому. Многие даже просят своих родственников или старших товарищей приобрести им спиртное, так как те имеют документы, однако сейчас и такие попытки надежно пресекаются законом;
      • последний звонок. 25 мая во многом напоминает 1 сентября, и даже хуже. Многие старшеклассники стремятся отметить окончание учебы и начало летних каникул, или же вообще окончание школы, а потому лишение магазинов возможности реализации алкоголя является вполне уместным;
      • дни, когда в конкретном регионе проходят выпускные балы. Этот пункт идентичен предыдущему и также направлен на то, чтобы ограничить рвение вчерашних школьников. В связи с тем, что в различных субъектах Российской Федерации дата проведения выпускных варьируется, руководство области решает этот вопрос самостоятельно;
      • день молодежи. В связи с тем, что алкоголизм является одной из главных проблем современной российской молодежи, вполне логичным является запрет на любую продажу алкоголя 27 июня;
      • день трезвости. Закон о продаже алкоголя в день трезвости действует как нельзя эффективно. Даже абсурдной будет смотреться попытка человека купить алкоголь, когда ему сообщают о том, что сегодня 11 сентября, и вся страна должна вспомнить о проблеме алкоголизма.

      Некоторые области пошли дальше, и расширили список дней, в которых никто не сможет приобрести алкогольную продукцию в магазинах. К примеру, власти Ульяновской области добавили к списку следующие даты:

      • все без исключения выходные дни (+104 дня в году);
      • день Российской Федерации, отмечаемый 12 июня;
      • день семейного общения, отмечаемый 12 сентября.

      Также Республика Коми расширила список, прибавив к уже имеющемуся пункту про день молодежи все выходные дни, которые с ним соседствуют (совершенно логично, что желающие отпраздновать это событие станут делать это не в саму дату, а в ближайший выходной).

      Стоит отметить, что на все перечисленные выше ограничения по датам распространяется правило о том, что в любых заведениях общественного питания алкоголь может подаваться в любое время и в любом количестве (если клиент, конечно, достиг совершеннолетнего возраста). В связи с тем, что все дни, когда нельзя продавать алкоголь, указаны в том же законе, который предписывает часы его реализации, штраф за нарушение предусмотрен тот же – до сотни тысяч рублей с конфискацией продукции. В той же форме должна проводиться и проверка того, как магазин следует установленным нормам.

      Закон, ограничивающий продажу алкоголя, до сих пор является предметом самых жарких споров. В частности, предлагается целый ряд дополнений. Например, планируется потребовать, чтобы место, в котором ведется продажа, было строго стационарным, имело собственные складские помещения, принадлежало лицу, которое ведет торговлю, или же находилось в долгосрочной аренде. В качестве небольшого послабления предлагается уменьшить количество норм для тех магазинов, которые продают спиртное с крепостью не выше 12 градусов.

      Также очень популярной поправкой является запрет на продажу алкогольных напитков в полуторалитровых бутылках из пластика. Это должно существенно ограничить возможность реализации пива, а также дешевого вина, коктейлей и слабоалкогольных напитков в больших объемах. Однако нужного количества голосов такой законопроект пока не набирает.

      Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон N 171-ФЗ) внесены изменения, в частности, касающиеся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и особых требований к ее осуществлению.

      В соответствии с положениями статей 5 и 6 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, вступившей в силу 22 июля 2011 года, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в частности, установление порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

      Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ (в указанной редакции) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ, при этом порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

      В этой связи нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, действуют в части, не противоречащей соответствующим положениям Федерального закона N 171-ФЗ.

      Вместе с тем согласно вступившей в силу редакции абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

      Таким образом, после 22 июля 2011 года сохраняют свое действие все положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие дополнительные особые требования ко времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции.

      Согласно части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

      В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в том числе, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

      При этом какие-либо специальные положения в отношении договоров субаренды указанной нормой не предусмотрены. В этой связи для подтверждения наличия у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений допускается предоставление в лицензирующий орган договоров субаренды, соответствующих требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.

      Федеральным законом N 218-ФЗ в статью 26 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

      Указанный запрет распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ, то есть с 22 июля 2011 года, поскольку согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, при этом действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

      Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      До принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в соответствующей части сохраняют действие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

      Лицензия является правом на осуществление определенного вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением соответствующих особых требований.

      Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются в порядке, установленном Федеральным законом N 171-ФЗ, при этом согласно пункту 17 статьи 19 указанного Федерального закона лицензирующий орган продлевает (отказывает в продлении) срок действия лицензии в порядке, установленном для выдачи лицензии.

      Вместе с тем в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в частности, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

      При этом в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ с 1 июля 2012 года вступают в силу требования, установленные абзацем первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно котором организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику.

      Необходимо отметить, что норма подпункта 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ относится к порядку выдачи лицензий, а норма абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции.

      При этом частью 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия, а требования абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона N 218-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 21 июля 2011 года.

      Следовательно, с 22 июля 2011 года организации для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обязаны представлять в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

      Вместе с тем организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 года, обязаны обеспечить соблюдение требований абзаца первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ с 1 июля 2012 года.

      Согласно части 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, а несоблюдение требования о государственной регистрации договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность. Таким образом, информация и данные, содержащиеся в таком договоре, являются недостоверными.

      При этом выявление недостоверной информации и обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются, соответственно, основаниями для отказа в выдаче лицензии (пункт 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ), а также ее аннулирования (пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).

      Норма подпункта 4 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ является общей для правоотношений, связанных с выдачей лицензий на все виды деятельности, порядок которой установлен Федеральным законом N 171-ФЗ.

      Вместе с тем перечень документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, установлен специальной нормой пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ и не содержит в себе указания на заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации экологическим требованиям.

      В этой связи общая норма подпункта 4 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в части соответствия складских помещений и стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего оборот алкогольной продукции экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не применяется при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

      Что изменилось в 171 ФЗ? – самый полный анализ

      • Правовые основы деятельности
      • Нормативные акты
      • Постановления Европейского Суда по правам человека
      • Судебная практика
      • Конституционный Суд
      • Верховный Суд
      • Научно-методические материалы
      • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
      • По иным вопросам надзорной деятельности
      • Статистические данные
      • Об использовании выделяемых бюджетных средств
      • О деятельности органов прокуратуры
      • Новости
      • Основные документы
      • Главное управление международно-правового сотрудничества
      • Региональное представительство
        Международной ассоциации прокуроров в России
      • Новости Генеральной прокуратуры России
      • Новости прокуратур субъектов федерации
      • События Генеральной прокуратуры
      • Мероприятия и встречи
      • Интервью и выступления
      • Печатные издания
      • Видео
      • К сведению СМИ
      • Инфографика
      • Конкурс
      • Участие в конкурсе
      • Этапы конкурса
      • Итоги конкурса
      • Аккредитация СМИ
      • Информационные материалы
      • Социальные ролики
      • Наглядные материалы
      • Прокурор разъясняет
      • Порядок обращения граждан
      • График приема
      • Интернет приемная
      • Уведомления об экстремизме
      • Статусы уведомлений
      • Прямая линия для предпринимателей

    В последнее время возрос контроль за незаконным предпринимательством в сфере продажи алкогольных напитков.

    В России ужесточились наказания за незаконную реализацию алкогольной продукции.

    Под незаконной торговлей алкоголем понимают случаи подпольного сбыта спиртных напитков, а также в местах, в которых нельзя торговать по закону РФ. Нормы касаются и реализации товара или в неположенное время, а также иных нарушений, связанных со спиртными напитками.

    Компании, имеющие лицензию на продажу алкогольной продукции, варьируют ценовую политику и повышают цены на товар. В связи с этим увеличивается рост нелегального производства, а также сбыта алкоголя. Иными словами перегонка, а также нелегальная продажа на дому.

    Правонарушение, связанное со спиртными напитками, наказывается как административной, так и уголовной ответственностью.

    В законодательстве России есть несколько любопытных моментов, в которых необходимо разобраться при изучении темы продажи алкоголя тем, кому еще нет 18-ти лет. Теперь подробнее.

    Что подразумевается под понятием «несовершеннолетний»? Согласно Федеральному закону от 24.071998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статье 1 несовершеннолетним считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако, есть некоторые поправки, а именно:

    • если лицо состоит в браке;
    • если ведет самостоятельную жизнедеятельность — проживание, официальный доход, ведение своего бизнеса

    В правах такое лицо приравнивается к совершеннолетнему, а значит продажа алкоголя, на общих основаниях, условно не запрещена. Условно, так как в законе нет четкой статьи или пункта, который бы давал прямое разрешение на такие действия. Само собой разумеется, что в таком случае физическое лицо кроме паспорта, должно предоставить документ, который подтверждает досрочное совершеннолетие с юридической точки зрения.

    Для справки – ранее практиковался закон №410 от 7.05.1985, согласно которому было разрешена продажа алкоголя с 21 года в России. Ошибочно ему следуют и по сей день в некоторых местах. На данный момент закон о продаже алкоголя с 21 года не имеет юридической силы.

    Для того, чтобы продажа алкоголя несовершеннолетним правильно интерпретировалась, следует понимать что именно подразумевается под понятием «алкоголь». Согласно Ст. 2 ФЗ-171 под данное определение подпадают напитки, в которых содержится 0,5% этилового спирта или продуктов его брожения.

    Закон о продаже алкоголя несовершеннолетним имеет следующее отступление – в перечень алкогольной продукции не попадают те напитки, в которых содержится не больше 1,2 % спирта. Сюда следует включить кисломолочную продукцию, квас, тан, кумыс. Также под действие закона не подпадает безалкогольное пиво, так как процент этанола в нем меньше 0,5%.

    Прежде всего, следует отметить, что ответственность за употребление спиртных напитков несовершеннолетними несут несколько сторон – продавец, который переступил закон и продал продукцию лицу, руководитель отдела в магазине, владелец торговой точки и родители нарушителя или лица, которые с юридической точки зрения их заменяют (опекуны, усыновители).

    Следует отметить, что последняя статья, которая предусматривает уже уголовную ответственность за продажу спиртных напитков недееспособным лицам по возрасту, имеет место только в том случае, если в состоянии алкогольного опьянения подросток совершил антиобщественное деяние. Само собой разумеется, что отвечать будет не сам правонарушитель (в отдельных случаях, в зависимости от тяжести нарушений с точки зрения УК), а его законные представители, а также те, кто продал ему алкоголь.

    Важно также понимать следующее – запрет о продаже алкоголя несовершеннолетним нарушает и тот, кто отпускает продукцию так сказать «из-под полы». К примеру – если подросток купит у соседа алкоголь, то этот самый сосед не только будет отвечать за незаконную торговлю алкогольными напитками, но и по статье, из перечня выше.

    Также как и ИП юридическое лицо может отвечать за нарушение по административному или уголовному кодексу, в зависимости от конкретного случая. Размер штрафа за продажу алкоголя несовершеннолетним для юридических лиц составляет 300-500 000 рублей (статья 14.16 КоАП РФ, пункт 2.1). Кроме этого, у нарушителя могут отозвать лицензию на продажу алкогольной продукции и конфисковать товар.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *