Закон об охране труда республики Беларусь 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об охране труда республики Беларусь 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси
  • Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь 2021
  • Дистанционная торговля 2021 Беларусь
  • Правила проведения распродаж и рекламных мероприятий в торговле 02.04.2021

Система управления охраной труда после 30 сентября 2021 года

раскрыть » / « свернуть

В рамках проведения Всемирного дня охраны труда было проведено информирование работников о тематике дня охраны труда в 2021 году. Был проведен семинар «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии по COVID-19». Оформлена выставка работ учащихся. Проведен мониторинг санитарного состояния помещений по соблюдению санитарных норм и дезинфекции.

раскрыть » / « свернуть

Дата проведения дня охраны труда

Планируемые темы

26 марта

1. Организация весеннего осмотра зданий и сооружений.

2. Информирование работников учреждения образования о проводимых мероприятиях по улучшению ОТ, о состоянии рабочих мест.

3. Профилактика и предупреждение травматизма в учреждении образования.

4. Общественный контроль.

25 июня

1. Основные требования по охране труда, пожарной и электробезопасности при проведении ремонтных работ.

2. Подготовка учреждения образования к новому 2021/2022 учебному году.

3. Целевой инструктаж – залог безопасного проведения субботника.

4. Выполнение должностных обязанностей по ОТ.

5. Общественный контроль.

24 сентября

1.Исполнительская и трудовая дисциплина. Работа по исполнению Директивы №1.

2.Отчет о своевременности проведения повторных инструктажей.

3. Выявление и предупреждение нарушений требований ОТ.

4.Организация осеннего осмотра зданий и сооружений.

5.Общественный контроль

24 декабря

1. Оценка состояний условий труда.

2.Подведение итогов работы по охране труда в учреждении образования за 2021 год.

3.Соблюдение требований пожарной безопасности при проведении новогодних культурно-массовых мероприятий.

4.Общественный контроль.

Изменения в законодательстве по охране труда от 28.06.2020г.

25. Планировка, застройка и благоустройство территории организации должны соответствовать требованиям по охране труда.

26. На видных местах, в том числе перед въездом на территорию организации, устанавливаются схемы движения транспортных средств по территории организации.

27. При механизированном открывании въездных ворот, шлагбаумов или других ограничивающих въезд устройств они должны иметь возможность ручного открывания.

Не допускается проход людей на территорию через въездные ворота. Для прохода людей на территорию организации устраивается проходная или калитка в непосредственной близости от въездных ворот.

28. Территория организации должна содержаться в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и работающих.

29. На территории должны быть обозначены проезды для движения транспортных средств и пешеходные дорожки, установлены дорожные знаки.

30. Движение транспортных средств по территории организации осуществляется с соблюдением Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

31. Скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта (далее, если не определено иное, — транспортные средства) по территории организации устанавливается локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и не должна превышать 10 км/ч. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из въездных ворот, при выезде из-за угла здания, сооружения, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работающих, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

32. На территории предусматриваются специально оборудованные участки (площадки) для хранения материалов, изделий, деталей, оборудования и иных материальных ценностей.

33. Проходы и проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов.

34. Территория оборудуется системой водоотведения, обеспечивающей полное удаление ливневых и поверхностных вод. Работодатель обеспечивает поддержание системы водоотведения в исправном состоянии. Люки подземных сооружений системы водоотведения надежно закрываются крышками, дождеприемными решетками.

35. Сбор и временное хранение отходов на территории организации осуществляется на обозначенных площадках, имеющих ограждение и твердое покрытие, или других специально оборудованных конструкциях, к которым обеспечены подъезды транспортных средств.

36. При производстве ремонтных, земляных и иных работ на территории организации открытые люки, траншеи и ямы ограждаются. Ограждения окрашиваются в сигнальный цвет.

При проведении на дорогах, проездах и (или) прилегающей к ним территории ремонтных и других работ необходимо:

организовать обозначение мест проведения на дороге, проезде и (или) прилегающей к ним территории ремонтных и других работ, оставленных на дороге, проезде и (или) прилегающей к ним территории дорожно-строительных машин, строительных материалов, конструкций и иных объектов дорожными знаками, ограждающими и направляющими устройствами, указателями объезда, а в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги, проезда — дополнительно фонарями, излучающими красный или желтый свет;

  • после окончания на дороге, проезде и (или) прилегающей к ним территории ремонтных и других работ принять безотлагательные меры по ее (его) приведению в состояние, обеспечивающее беспрепятственное и безопасное дорожное движение;
  • принимать меры по предотвращению загрязнения дорог, проездов.

Работающие при проведении на дороге ремонтных и других работ должны находиться в одежде специальной сигнальной повышенной видимости.

37. В местах перехода через траншеи, ямы, канавы устанавливаются переходные мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу перил на высоту 0,15 м от настила и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м.

38. В темное время суток или при плохой видимости установленные места движения транспортных средств и работающих, а также места выполнения работ на территории организации освещаются согласно требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

39. За обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, производственные здания и сооружения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

40. Если территория организации, производственное здание, сооружение, оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения.

41. Здания, сооружения и помещения, должны соответствовать требованиям по охране труда.

42. Приемка в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленных к эксплуатации (в том числе выпуску продукции, производству работ, оказанию услуг) объектов строительства, пусковых комплексов осуществляется в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716

43. Эксплуатация зданий, сооружений и помещений осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, иными техническими нормативными правовыми актами, проектной, исполнительной и эксплуатационными документами на них.

44. Планировка зданий, сооружений и помещений, размещение оборудования, осуществляется в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и с учетом возможности поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки сырья, готовой продукции, обеспечения необходимого пространства для осуществления технологических операций и уборки, мойки, дезинфекции зданий, сооружений и помещений.

Проходы между рядами оборудования устраивают с учетом интенсивности потока работающих и грузов, размеров транспортируемых деталей (изделий, материалов) и габаритов транспортных средств.

Проезды и проходы внутри помещений обозначаются линиями или знаками, выполненными несмываемой краской контрастного цвета.

45. Поверхности зданий, сооружений и помещений (полы, стены, потолки) изготавливаются из нетоксичных материалов, устойчивых к коррозии, соответствующих условиям технологического процесса и проектной документации и позволяющих осуществлять влажную уборку (мойку) и дезинфекцию (при необходимости ее проведения).

46. Металлические полы, площадки и ступени лестниц изготавливаются с рифленой поверхностью, исключающей наличие скользких поверхностей. Прутковая сталь для выполнения ступеней лестниц не применяется.

47. Работодатель, являющийся собственником зданий, сооружений и помещений, осуществляющий их эксплуатацию, организует систематическое наблюдение за зданиями, сооружениями и помещениями в процессе их эксплуатации, назначает лиц, ответственных за правильную их эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт, создает комиссию по общему техническому осмотру производственных зданий и сооружений.

48. За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации зданий, сооружений и помещений несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти здания, сооружения и помещения, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

49. Здания, сооружения и помещения подвергаются плановым (общим и частичным), внеплановым (внеочередным) техническим осмотрам.

Общие плановые технические осмотры зданий, сооружений и помещений должны проводиться два раза в год — весной и осенью.

Периодичность частичных плановых технических осмотров зданий, сооружений и помещений устанавливается работодателем, в

собственности (владении, пользовании) которого находятся эти здания, сооружения и помещения, организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей зданий, сооружений и помещений и технического состояния их элементов.

Внеплановые (внеочередные) технические осмотры зданий, сооружений и помещений проводятся после стихийных бедствий, аварий, при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации зданий, сооружений и помещений.

Результаты осмотров оформляются соответствующими актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.

50. При эксплуатации зданий, сооружений и помещений обеспечивается соблюдение нагрузок на строительные конструкции, параметров микроклимата (температура, влажность, скорости движения воздуха) и чистоты воздуха в помещениях, предусмотренных нормативными правовыми актами, проектной документацией.

Дополнительная нагрузка на строительные конструкции (полы, перекрытия, площадки), обусловленная необходимостью установки (подвески, крепления) оборудования, транспортных средств, трубопроводов и иных устройств, не предусмотренных проектной документацией, может быть допущена только при наличии расчета строительных конструкций, подтверждающего отсутствие превышений предельных величин нагрузок, или, если окажется необходимым, после усиления этих конструкций.

67. Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.

68. Полы гардеробных, душевых, умывальных, уборных и иных санитарно-бытовых помещений должны быть влагостойкими с нескользкой поверхностью.

69. В душевых применяются резиновые либо пластиковые коврики с нескользкой поверхностью.

70. При умывальниках должны иметься в достаточном количестве смывающие средства, полотенца или воздушные осушители рук.

71. Для предварительной обработки рук при работах со свинцом или сплавами, содержащими свинец, в умывальниках предусматриваются емкости с однопроцентным раствором уксусной кислоты.

72. При технологических процессах, связанных с работой стоя или вибрацией, передающейся на ноги, предусматриваются ножные ванны, которые размещают в умывальных или гардеробных.

73. Все санитарно-бытовые помещения должны содержаться в исправном состоянии и чистоте.

74. Гардеробные, душевые, туалетные и иные санитарно-бытовые помещения должны после каждой смены убираться и проветриваться.

75. Не допускается использование санитарно-бытовых помещений не по назначению.

76. В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой.

77. Производственные и иные участки оснащаются аптечками первой помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, соответствующим перечню вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную, установленному постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 80.

78. Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, в соответствии с этими договорами.

88.Производственные процессы должны соответствовать требованиям по охране труда.

89.Охрана труда работающих при организации производственных процессов должна быть обеспечена применением:

безопасных технологических процессов и производственного оборудования;

  • зданий, сооружений, помещений и производственных площадок, соответствующих требованиям по охране труда;
  • рационального размещения производственного оборудования и организации рабочих мест;
  • материалов, не оказывающих вредного и (или) опасного воздействия на работающих;
  • устройств противоаварийной защиты, блокировки и сигнализации;
  • безопасных способов хранения и транспортирования материалов, готовой продукции;
  • способов обращения с отходами производства, обеспечивающих предотвращение их вредного воздействия на здоровье работающих;
  • средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда работающих;
  • методов и средств контроля уровней вредных и (или) опасных производственных факторов.

90.При разработке технологических процессов предусматриваются: устранение (снижение) воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов; применение средств автоматизации и механизации, дистанционного управления технологическим процессом и операциями при наличии вредных и (или) опасных производственных факторов; применение средств коллективной и индивидуальной защиты работающих.

91.Требования безопасности к технологическим процессам устанавливаются в текстовой части карт технологического процесса, технологических инструкциях и иных технологических документах.

92.В текстовой части технологических документов отражаются сведения:

  • о технологическом оборудовании, на котором проводится данный технологический процесс (выполняется технологическая операция);
  • о способе управления технологическим оборудованием и режиме его работы, если технологическое оборудование имеет несколько способов управления и режимов работ;
  • о технологической оснастке (инструмент, делительные головки, оправки, патроны, планшайбы, плиты, пресс-формы, тиски, штампы, измерительные приборы) и иных средствах технологического оснащения, обеспечивающих безопасность труда (пинцеты и щипцы для удаления деталей из зоны обработки, крючки для отвода и удаления стружки и другие);
  • о средствах автоматизации и механизации подъемно-транспортных работ;
  • о средствах коллективной защиты работающих, используемых непосредственно на рабочих местах (защитные ограждения, экраны, вентиляционные установки и иные);
  • о средствах индивидуальной защиты.

93.Конкретное изложение требований безопасности и их полноту в технологических документах устанавливает разработчик с учетом требований технических нормативных правовых актов, особенностей выполнения технологического процесса (технологической операции), вредных и (или) опасных производственных факторов и характера их воздействия на работающих, применяемых материалов, оборудования, технологической оснастки и действий, выполняемых работающими.

94. В картах эскизов приводятся:

  • эскизы заготовок, деталей, сборочных единиц с указанием условных обозначений опор, зажимов и установочных устройств;
  • схемы строповки грузов, раскроя материала, укладки грузов на транспортные средства и при штабелировании;
  • расстановка работающих при работе по перемещению грузов.

95. Технологические документы утверждаются после проверки наличия и полноты отражения в них требований безопасности в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

96. Работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением, выполняются по наряду-допуску на выполнение работ с повышенной опасностью (далее — наряд-допуск), (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством.

97. В организации исходя из особенностей производства составляются перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску.

98. Наряд-допуск определяет наименование работ с повышенной опасностью, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ. Наряд-допуск заполняется по форме согласно приложению.

99. К наряду-допуску при необходимости прилагаются эскизы защитных устройств и приспособлений, схемы расстановки постов оцепления, установки знаков и плакатов безопасности.

100.При выполнении работ в охранных зонах сооружений или коммуникаций наряд-допуск выдается при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей данное сооружение или коммуникацию.

101.Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр находится у лица, выдавшего наряд-допуск, второй — у руководителя (руководителей) работ, если иное не предусмотрено техническими нормативными правовыми актами.

102.Перечень уполномоченных должностных лиц нанимателя, имеющих право выдачи наряда-допуска (далее — лицо, выдающее наряд- допуск), утверждается приказом нанимателя. Указанные лица проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в установленном порядке.

Работнику (обязанности, права)

143.Рабочие места для слесарных, слесарно-сборочных и столярных работ, выполняемых вручную, оборудуются прочными, устойчивыми верстаками и столами, с инструментальными тумбочками, имеющими выдвижные ящики, полки.

Верстаки и столы имеют гладкую поверхность без выбоин, заусенцев, трещин, швов. Покрытие рабочей поверхности соответствует требованиям технологического процесса, пожарной безопасности и безопасности производимых работ.

Для защиты работающих от отлетающих осколков на верстаках устанавливаются защитные ограждения из металлических сеток с ячейками не более 3 мм высотой не менее 1 м. При двусторонней работе на верстаке ограждение устанавливается в середине, а при односторонней работе — со стороны, обращенной к соседним рабочим местам, проходам, окнам.

Тиски устанавливаются на расстоянии не менее 1 м друг от друга.

Тиски на верстаках обеспечивают прочный захват зажимаемого изделия, имеют на стальных сменных плоских планках губок несработанную насечку на рабочей поверхности.

144.Ответственными за исправное состояние ручного слесарного, слесарно-сборочного, столярного инструмента являются уполномоченные лица, выдающие инструмент.

Ручной слесарный, слесарно-сборочный, столярный инструмент должен соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов и применяться по назначению на основании эксплуатационных документов организаций-изготовителей.

Перед применением ручной слесарный, слесарно-сборочный и столярный инструмент осматривается. При наличии вмятин, забоин, заусенцев, наклепа, трещин и иных дефектов инструмент подлежит изъятию.

Организация проведения ремонта, правки, заточки слесарного, слесарно-сборочного и столярного инструмента осуществляется централизовано.

145.При осмотре ручного слесарного, слесарно-сборочного и столярного инструмента проверяют, чтобы:

  • поверхность бойка слесарного молотка и кувалды была слегка выпуклой и гладкой;
  • рукоятка слесарного молотка, кувалды и иного инструмента ударного действия была изготовлена из сухой древесины твердых лиственных пород или синтетических материалов, обеспечивающих прочность и надежность насадки при выполнении работ;
  • долота, напильники, надфили, стамески и иной ручной инструмент с заостренным нерабочим концом был закреплен в гладко и ровно зачищенных рукоятках, соответствующих размерам ручного инструмента и стянутых металлическими бандажными (стяжными) кольцами, предохраняющими рукоятки от раскалывания;
  • шаберы и крупные напильники были снабжены специальными рукоятками, удобными и безопасными при обработке широких поверхностей заготовок, деталей;
  • ручные слесарные зубила, керны, просечки и иной инструмент режущего и рубящего действия не имели скошенных или сбитых головок и иных дефектов;
  • губки гаечного ключа были параллельны;
  • хвостовики зенковок, зенкеров, разверток, сверл и иного инструмента для сверления и обработки отверстий имели соответствующую заточку, не были изношенными и не имели забоин;
  • топор имел ровную без зазубрин поверхность лезвия, был плотно насажен на гладкую, без трещин, сучков и надломов рукоятку (топорище) и закреплен на ней стальным клином;
  • рукоятки коловоротов и буравов были точеными, гладко зачищенными;
  • зубья ножовок, поперечных, лучковых и иных пил были разведены, а рукоятки пил — прочно закреплены, гладко и ровно зачищены;
  • рубанки, фуганки, шерхебели и иной ручной инструмент для строгания имели гладкие, ровно зачищенные колодки, задний конец которых, приходящийся под руку, в верхней своей части закруглен.

146.При выполнении вручную слесарных, слесарно-сборочных и столярных работ:

  • ручной слесарный, слесарно-сборочный и столярный инструмент на рабочем месте располагают так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;
  • размеры зева (захвата) гаечных ключей выбираются в соответствии с размерами гаек и головок болтов, прокладки при зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головкой болта или гайкой не применяются;
  • при необходимости для отвертывания и завертывания гаек и болтов применяются гаечный ключ с длинной рукояткой, второй гаечный ключ, труба и иные дополнительные рычаги для удлинения гаечного ключа не используются;
  • отвертка выбираются в зависимости от формы, размера шлица в головке винта или шурупа;
  • угол заточки рабочей части режущего инструмента выбирается в зависимости от обрабатываемого материала;
  • переноска, перевозка, хранение слесарного, слесарно-сборочного и столярного инструмента, имеющего острые кромки, осуществляется в футлярах, чехлах, переносных инструментальных ящиках и иные устройствах, защищающих от механических повреждений;
  • при работе с использованием инструмента ударного действия для защиты глаз работающих от отлетающих осколков применяются защитные очки;
  • обрабатываемые на настольных сверлильных станках заготовки, детали и изделия устанавливают в тисках, кондукторах и иных приспособлениях и надежно крепится на столе станка;
  • вблизи легковоспламеняющихся, взрывоопасных веществ, в атмосфере с присутствием паров или пыли этих веществ применяется слесарный инструмент, не образующий искр при работе с ним.

147. Каждой ручной пневматической машине (далее — пневматический инструмент), ручному электромеханическому инструменту (далее — электромеханический инструмент), находящемуся в эксплуатации в организации, присваивается инвентарный номер.

148.Пневматический, электромеханический инструмент, переносные электрические светильники, разделительные трансформаторы и иное вспомогательное оборудование (далее, если не установлено иное, — инструмент) хранят, эксплуатируют, включая проведение периодических испытаний, проверок, технического обслуживания и ремонта, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, эксплуатационных документов организаций-изготовителей.

149.Инструмент снабжается эксплуатационными документами организаций-изготовителей и используется по назначению.

150.К работе с инструментом допускаются работающие обученные безопасным методам и приемам работы с инструментом, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

В зависимости от класса электромеханического инструмента по типу защиты от поражения электрическим током (далее — класс) и категории помещений по опасности поражения электрическим током работающие допускаются к работе с электромеханическим инструментом при наличии соответствующей группы по электробезопасности.

151.Инструмент выдается работающему, допущенному к работе с ним. Передача инструмента другому работающему, не имеющему права пользования им, даже на непродолжительное время не допускается.

152.Для контроля за техническим состоянием инструмента, поддержания его в исправном состоянии, проведения обслуживания, ремонта, регулировки, периодических испытаний, контроля параметров шума и вибрации в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, эксплуатационных документов организаций-изготовителей инструмента назначаются уполномоченные должностные лица, имеющие соответствующую квалификацию.

153.Работающий перед выполнением работ с инструментом занимает удобное устойчивое положение.

Работы с применением инструмента, требующие подъема на высоту, выполняются с подмостей, лесов и иных средств подмащивания, обеспечивающих устойчивое и безопасное положение работающего при выполнении работ, приставные лестницы для этих целей не применяются.

154.Конструкцией пневматического инструмента обеспечивается:

  • защита от вибрации обеих рук работающего;
  • расположение выхлопных устройств таким образом, чтобы исключались обдув рук работающего выхлопами (выпусками) отработанного сжатого воздуха и загрязнение ими воздуха в зоне дыхания работающего;
  • наличие глушителей шума при выхлопе сжатого воздуха.

155.При выдаче пневматического инструмента в работу производится проверка комплектности, затяжки винтов, крепящих отдельные узлы и детали, наличия и чистоты сетки фильтра и соединительного штуцера, исправности редуктора, наличие глушителей шума.

156.Подключение рукавов к воздухопроводу и пневматическому инструменту, соединение рукавов между собой производятся с помощью штуцеров и ниппелей с исправной резьбой и гранями, а для крепления штуцеров к рукавам применяются кольца или стяжные хомуты. Скрутка из проволоки для этих целей не применяется.

Присоединение (отсоединение) рукавов к воздухопроводу и пневматическому инструменту производится при закрытых запорных вентилях, установленных на воздухосборниках или отводах от основного воздухосборника.

157.Перед началом работы с пневматическим инструментом:

  • внешним осмотром проверяют наличие смазки пневматического инструмента, устройства, не допускающего вылет рабочего инструмента (зубила и другие) у пневматического молотка и другого пневматического инструмента рубящего и ударного действия, защитного кожуха, ограждающего сменный рабочий инструмент, у пневматической шлифовальной машины, пилы и рубанка, отсутствие трещин и других повреждений корпуса пневматического инструмента, шланга для подвода сжатого воздуха, рабочего инструмента (сверла, отвертки, ключи, зенкеры и другой сменный рабочий инструмент), острых ребер на его боковых гранях, а также скосов на хвостовиках, забоин на конусе шпинделя сверлильной машины, правильность заточки рабочего инструмента, соответствие хвостовиков размерам посадочного отверстия пневматического инструмента, плотность их установки и правильность центрирования, исправность запорной арматуры воздушной магистрали и правильность присоединения шлангов к пневматическому инструменту, к воздушной магистрали и соединения шлангов между собой;
  • проверяют в течение 1 минуты на холостом ходу исправность пневматического инструмента, в том числе безотказность и четкость работы пускового устройства (клапана), отсутствие повышенного шума, стука, вибрации.

Пунктом 3 ППР 1479 Постановления Правительства Р Фот 16.09.2020 для работников организации установлено два вида обучения:

  • противопожарный инструктаж
  • дополнительное профессиональное образование (ДПО)

31 декабря 2020 г. Постановлением Правительства Р Фот 31.12.2020 N 2467 продлено действие приказа МЧС 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации, т. е. в том числе и ПТМ. Также это предусматривает абзац 3 статьи 25 Федерального закона № 69 Федеральный закон «О пожарной безопасности».

На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.

В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА, т. е.с 16.09.2020 г. Таким образом все ответственные за ПБ компании заказчика должны пройти внеочередную проверку знаний в УМЦ, а всем остальным работникам необходимо провести внеплановый инструктаж по ПБ.

Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.

Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.

Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:

  • категории чрезвычайно высокого или высокого риска или к I классу опасности;
  • I классу опасности производственных объектов;
  • I классу гидротехнических сооружений.

Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.

Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:

  • субъекты МСП, сведения о которых имеются в реестре МСП;
  • НКО со средней численностью персонала за 2020 год не более 200 чел.;
  • другие компании и ИП, не попадающие под основания проведения плановых проверок в 2021 году.

Что нужно знать ответственному за охрану труда в 2021 году

Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.

На основании Закона от 15.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда.

Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к компании.

При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а компании — до 10 000 руб.

Внимание! В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.

Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.

Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.

В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.

Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:

  • сформировать и утвердить программу инструктажа по гражданской обороне;
  • сформировать и утвердить журнал учета проведения инструктажей по гражданской обороне. В этом журнале проставляются даты проведения инструктажей, а также подписи сотрудников, проводивших и прошедших инструктажи.

Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.

На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.

Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.

На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.

При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.

Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.

В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.

Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.

Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

Вступает в силу: 1 апреля 2021 года!

Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.

Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.

Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.

Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.

Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:

  • периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
  • результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
  • работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.

Когда будет принята новая редакция раздела «ОХРАНА ТРУДА» ТК РФ

В конце января все сообщество специалистов по охране труда с воодушевлением приняло новость о том, что депутаты Госдумы 26.01.21 в первом чтении приняли законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в виде новой редакции раздела «ОХРАНА ТРУДА». Приблизились изменения в сфере регулирования ОТ, о которых чиновники Минтруда говорили уже много лет.

Обсуждение вопроса «О проекте ФЗ №1070354-7» прошло невероятно гладко. За 14 минут Государственная дума выслушала доклады и полностью согласилась с законопроектом. «ЗА» единогласно проголосовали все депутаты. Через месяц ожидалось принятие законопроекта во втором чтении.

Однако, 17 февраля на странице законопроекта в СОЗД ГАС «Законотворчество» появилась информация о продлении срока представления поправок к законопроекту.

В частности Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов решил предложить Совету Государственной Думы продлить до 22 марта 2021 года срок представления поправок к проекту федерального закона № 1070354-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».

О причинах такого решения пояснений в документах не дано.

Источник: Проект Федерального закона (орган, утвердивший документ или приложение к документу — Правительство РФ) от 01.02.2021 № 1104125-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 23 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части совершенствования психиатрического освидетельствования»

Работникам придется самостоятельно проходить психиатрическое обследование для отдельных видов трудовой деятельности. Делать это нужно будет по месту жительства или временного пребывания. Подтверждать профпригодность обяжут в государственных психоневрологических диспансерах. Только по решениям их врачебных комиссий сотрудников разрешат допускать к работе.

Периодичность для психиатрического освидетельствования оставят прежней — 1 раз в 5 лет. Когда этот срок истечет, можно будет повторно пройти освидетельствование, в случае если кандидата признали временно непригодным к работе. Повторить обследование досрочно позволят на основании заключения врача-психиатра.

Работодатели смогут организовать специальные рабочие места для тех, кто страдает психическими расстройствами. На них ограничения распространяться не будут.

Источник: законопроект № 1070354‑7

Минтруд составляет перечень, для которого не будет действовать запрет работать в опасных условиях труда. Пожарных, спасателей, атомщиков и микробиологов не должен затронуть этот запрет, поскольку их работа социально значимая и из-за вида деятельности всегда связана с высоким уровнем риска.

Напомним, исключить работу на местах, которым по результатам специальной оценки условий труда присвоили 4 класс, предлагает статья 214.1 изменений в раздел X Трудового кодекса. Депутаты уже приняли его в первом чтении, сейчас проект дорабатывают.

В этом же законопроекте рассматривается вопрос об обязанностей работодателей вести учет микротравм

Придется фиксировать и изучать, при каких обстоятельствах работники получили ссадины, ушибы и другие повреждения при выполнении работ. Поводом для проверки станет обращение пострадавшего сотрудника к своему руководителю. Кроме этого, работодателей обяжут проводить мероприятия по выявлению опасностей — находить, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.

Источник: Информация Роструда от 17.02.2021г.

Из-за снегопада нужно усилить меры безопасности при очистке крыш и покрытий зданий и сооружений.

Перед работами следует оценить риски самопроизвольного схода снега, образования завалов, падения и травмирования сотрудников и принять меры по их снижению. Необходимая информация изложена в правилах по охране труда в ЖКХ, при работе на высоте и в других нормативных правовых актах.

Допускать к очистке снега с кровли можно только лиц старше 18 лет после обучения и проверки знаний по охране труда. Работников нужно обеспечить средствами коллективной и индивидуальной защиты, в том числе спецодеждой и обувью.

Кроме того, до очистки снега нужно:

оформить наряд-допуск;

установить ограждения и предупредительные знаки;

обозначить опасные зоны на ширине возможного падения снега;

выставить работников за ограждениями для подачи сигнала об опасности.

Источник: письмо Роструда от 15.01.2021 № 57-ТЗ

Роструд в официальном письме разъяснил, как инспекторы ГИТ будут проверять соблюдение новых Правил по охране труда. Ведомство напомнило, что с 2021 года ряд ПОТ утратили силу, но они включены в проверочные листы ГИТ, которые не менялись. Инспектор ГИТ при проведении плановых проверок не сможет выписать предписания по утратившим силу требованиям. При этом если в ходе проверки инспектор найдет нарушения требований новых ПОТ, то он инициирует внеплановую проверку. Для этого инспектор направит служебную записку руководителю ГИТ.

Кроме того, Роструд в письме уточнил, что если у работодателя положение о СУОТ не соответствует типовому положению, то инспектор ГИТ будет считать, что положения о СУОТ у работодателя нет.

Статья 1 Закона дополнена новыми терминами.

Наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью – задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

Законодательно закреплены обязательные требования к оформлению наряда-допуска, а также требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

До этого требования об обязательном оформлении наряда-допуска содержались в п.п. 18 – 24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70.

Система управления охраной труда – совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

Такое дополнение очень актуально, т.к. согласно п. 8 ст. 226 ТК и ч. 2 ст. 17 Закона, наниматель обязан разработать, внедрить и поддерживать функционирование системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Сейчас определение термина детализировано. Ранее за уточнением понятия надо было обращаться к п. 4 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.04.2005 № 41. В нем определено, что система управления охраной труда в организации – это часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Работы с повышенной опасностью – работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.

Статья 5 Закона дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области охраны труда – внедрение систем управления охраной труда.

В соответствии с изменениями в ст. 9 Закона республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, осуществляют, помимо прочего, разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в т.ч. взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.

Из функций республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Совмину, исключены:

– разработка и реализация отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

– контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).

Детализируются полномочия Минтруда и соцзащиты (дополнения в ч. 2 ст. 9 Закона).

Так, министерство устанавливает порядок:

– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;

– разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;

– обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации СИЗ, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.02.2021 г. по 28.02.2021 г.

В соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 11 Закона работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При этом работающий обязан немедленно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.

В отдельные статьи вынесены нормы об особенностях охраны труда работников-надомников (ст. 161) и охраны труда домашних работников (ст. 162).

Обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются ст. 161 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами. Работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Прописана норма об обязанности соблюдения условий трудового договора относительно охраны труда, как нанимателем, так и работником-надомником.

Обязанности и права граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников в области охраны труда определяются ст. 162 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Нанимателем для домашнего работника является гражданин, предоставляющий работу домашнему работнику. Согласно ч. 2 ст. 162 Закона граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны:

– информировать о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;

– осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– исполнять другие обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

Исключена ст. 38, устанавливающая в т.ч. осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Основные направления сотрудничества и взаимодействия органов контроля (надзора) приведены в ст. 43 действующей редакции Закона.

В новой редакции ст. 43 порядок взаимодействия контролирующих (надзорных) органов в области охраны труда изложен более лаконично: контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами.

  • Февраль 2021

    8/36297 (29.01.2021)Об утверждении и введении в действие строительных норм. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики…

    «>Февраль 2021 — 17/02/2021 08:42

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

В настоящее время в Беларуси действуют Санитарные нормы и правила «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения РБ №33 от 30 апреля 2013 года. Данный документ установил требования к оптимальным и допустимым параметрам микроклимата на рабочих местах в производственных и офисных помещениях организаций всех форм собственности, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Основные изменения по охране труда в 2021 году

Показателями, характеризующими микроклимат в производственных и офисных помещениях, являются температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения и тепловая нагрузка среды.

Для теплового периода года, для различных рабочих мест установлены свои нормативы:

  • при работе с незначительным физическим напряжением (офисы, сфер управления, швейное производство) установлены допустимый норматив 21-28 °С;
  • при работе с некоторым физическим усилием (предприятия связи, мастера, контролеры) – 20-28°С;
  • при работе с постоянной ходьбой и перемещением небольших предметов (механосборочные, прядильно-ткацкие цеха) – 18-27°С;
  • при работе с умеренным физическим напряжением (предприятия металлообрабатывающей промышленности) – 16-27°С;
  • при выполнении тяжелых работ, связанных с постоянным физическим усилием, переноской тяжести (кузнечные, литейные цеха) – 15-26°С.

Оптимальные значения параметров микроклимата на рабочих местах производственных и офисных помещений в теплый период года составляют:

  1. температура воздуха — +23…+25°С;
  2. температура поверхностей — +22…+26°С;
  3. относительная влажность воздуха — 60-40%;
  4. скорость движения воздуха — 0,1 м/с.

Чем тяжелее труд, тем ниже должны быть температура воздуха на рабочем месте и температура поверхностей и тем быстрее должно быть движение воздуха при равной относительной влажности.

Согласно трудовому законодательству Республики Беларусь, охрана труда представляет собой систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Каждый работник, вступив в трудовые отношения, имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда, проведение инструктажа по охране труда;
  • обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;
  • получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания;
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы;
  • обязательное страхование нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;
  • на оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, другие компенсации, если работник, занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также наниматель может дополнительно установить работнику по коллективному договору, соглашению или трудовому договору иные меры, компенсирующие вредное влияние на работников производственных факторов, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью работника, не предусмотренные законодательством.

Обязанностям работодателей (нанимателей, руководителей) в области охраны труда в той или иной степени касается больше половины статей Закона «Об охране труда». К работодателям обращены почти все реальные требования по организации системы безопасности, обучению персонала, оборудованию рабочих мест, обеспечению специальными средствами защиты и др. Перечислять нормы Закона с такими требованиями не имеет особого смысла, т.к. почти все они содержат пункты прямо или косвенно относящиеся к работодателю.

Финансирование мероприятий по охране труда является обязанностью работодателей. Также возможна государственная поддержка в этой сфере.

Совместно с работодателем и по его поручению на предприятиях действуют специалисты по охране труда. Их правам и полномочиям посвящены 20 и 21 статьи закона.

Службы и специалисты по охране труда участвуют или контролируют реализацию всех мер по обеспечению безопасности рабочих мест, производственных процессов, санитарно-бытовых условий и др.

Государственные органы обеспечивают внешний контроль над тем, как работодатели в лице руководства предприятий и специалистов выполняют свои обязанности по обеспечению безопасности и охране труда.

Контроль работников в этом направлении также ложится на работодателей.

Прямое участие государственных организаций оказывается необходимым при разработке норм и правил охраны труда, расследовании нарушений в этой области, нештатных ситуаций и несчастных случаев.

Участие профсоюзных организаций в охране труда заключается обычно в выражении согласия от имени работников на предложенные нанимателем условия работы. Но у них есть также право на проведение проверок, предложения и требования.

Закон № 274-З РБ расширяет круг обязанностей работодателей:

  • создание должностей для контроля над соблюдением требований по охране труда в компании, ее подразделениях, а также при проведении отдельных работ;
  • предоставление данных и документации по запросу контрольных госорганов;
  • оплата медосмотров трудящихся и претендентов на трудоустройство;
  • компенсация расходов на предварительный медосмотр гражданам, которые прошли его за свой счет и впоследствии были трудоустроены.

В новом законе расширено значение понятия «система управления охраной труда». Прописаны правила составления наряда на опасные для жизни и здоровья работы. Кроме того, действующее законодательство дополнено новыми статьями об экспертизе, охране труда надомников и домашних работников.

Закон № 274-З конкретизирует действия трудящихся по ГПД при отказе от выполнения опасных работ. Сотрудник должен будет сообщать работодателю о причинах отказа в письменной форме.

Также вводится досудебное разрешение споров по расследованию производственных несчастных случаев (ст. 32 Закона № 274). Бывает, что работодатель отказывается расследовать такой случай, не составляет соответствующий акт. В таком случае трудящийся имеет право подать жалобу в Департамент трудовой инспекции, его отделения или в судебные инстанции.

За нарушение требований законодательства по охране труда предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

ГК «Стандарт качества» оказывает помощь в организации работы по охране труда. Компания работает с предприятиями различного профиля. Специалисты «Стандарта качества» разработают все необходимые документы по охране труда с учетом специфики деятельности организации.

Изменения в Законе об охране труда

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2021 № 130 (рег. № 8/36868 от 29.06.2021) внесены изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».

Документом уточнены порядок осуществления и размеры стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, относящихся к сфере деятельности Министерства, кроме работников бюджетных научных организаций.

Как и ранее, размер надбавки за характер труда по каждому основанию устанавливается до 60 % (включительно) от базовой ставки независимо от педагогической нагрузки работника.

На установление надбавки за характер труда направляется:

  • в учреждениях общего среднего образования, структурных подразделениях, обособленных подразделениях учреждений высшего образования при реализации образовательной программы среднего образования, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи — 10 % суммы окладов работников;
  • в иных учреждениях образования, родите­лям-­воспитателям, приемным родителям — 5 % суммы окладов.

Также определены размеры надбавок за высокие достижения в труде:

  • родителям-­воспитателям, приемным родителям, работникам БГУ — 30 %;
  • иным работникам (за исключением специа­лизированных учебно-­спортивных учреждений, центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов) — 15 %.

Размеры и порядок выплаты надбавки определяют руководители организаций, органы, уполномоченные заключать трудовые договоры.

Постановление вступило в силу с 1 июля 2021 г.

Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 25.06.2021 № 364 (рег. № 5/49191 от 25.06.2021) внесены изменения в:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1998 № 1842 «О введении контрактной формы найма на работу педагогических, медицинских, фармацевтических работников, работников культуры, включая руководителей этих работников, специалистов и руководителей специализированных учебно-­спортивных учреждений, главных специалистов и специалистов сельского хозяйства, специалистов жилищно-­коммунального хозяйства, специалистов, осуществляющих ветеринарную деятельность, работников и специалистов системы потребительской кооперации в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС»;
  • Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-­техническое образование, (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821).

В частности, установлено, что при досрочном расторжении контракта по основаниям, предусмотренным в п. 10 ст. 47 ТК (в случае нарушения работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных), единовременная выплата и единовременное пособие подлежат возврату работником нанимателю пропорционально неотработанному времени не позднее двух месяцев со дня расторжения контракта с последующим их перечислением в недельный срок в республиканский бюджет.

Указанное основание предусмотрено для увольнения молодых специалистов, получивших высшее, среднее специальное или профессионально-­техническое образование на условиях целевой подготовки.

Постановление вступило в силу с 30.06.2021.

Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 15.06.2021 № 333 (рег. № 5/49153 от 16.06.2021) внесены изменения в постановление Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 27.04.2013 № 317 О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».

Документом повышены дневные нормы расходов на питание на одного обучающегося:

  • в санаторных яслях-­садах, санаторных детских садах, санаторных группах с длительностью пребывания 12–24 ч — для детей в возрасте 3–6 лет с диетой П;
  • в яслях, яслях-­садах, детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных яслях-­садах, специальных детских садах, учебно-­педагогических комплексах для лиц с интеллектуальной недостаточностью, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, — для детей в возрасте 1–2 лет, для детей в возрасте 3–6 лет при длительности пребывания в учреждении 10,5 ч;
  • в санаторных яслях-­садах, санаторных детских садах, санаторных группах с длительностью пребывания 12–24 ч, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, — для детей в возрасте 3–6 лет;
  • в центрах коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации;
  • в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-­педагогических комплексах (исключение — средние школы — училища олимпийского резерва);
  • для проживающих в общежитии учреждения образования «Белорусская государственная хореографическая гимназия-­колледж» — для детей в возрасте 6–9 лет.

Постановление вступило в силу с 18.06.2021.

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2021 № 363 «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Респуб­лики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»» (рег. № 5/49190 от 25.06.2021).

Энергетические напитки добавлены в перечень товаров, которые нельзя продавать несовершеннолетним в возрасте до 18 лет. Такие изменения внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров», а именно в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные постановлением № 703.

Постановление вступило в силу с 08.07.2021.

Минтруда разъяснило новшества в законе об охране труда

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2021 № 47 (рег. № 8/36880 от 30.06.2021) внесены изменения в Инструкцию о порядке исчисления среднего заработка, утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47.

Документом установлено следующее:

  • работникам, не работавшим в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в связи с прогулом, отсутствием на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей, исчисление среднего заработка осуществляется с учетом времени прогулов, отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей;
  • при установлении работнику тарифного оклада без начисления надбавок, премий, бонусов и других стимулирующих выплат и в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности поправочные коэффициенты не применяются. При этом исчисление среднедневного заработка для расчета среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных Инструкцией, производится исходя из установленных работнику на момент исчисления среднедневного заработка тарифного оклада, а также его повышений, предусмотренных законодательством. Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2021 г.

Постановление вступило в силу с 02.07.2021.

Номер документа: 356-З
Дата принятия: 23/06/2008
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 02/01/2009
Органы эмитенты: Парламент

Охрана труда в организации

Законодательство по охране труда

Условия труда

Медосмотры

Несчастные случаи

1. Настоящее Положение о службе охраны труда организации разработано с учетом специфики и характера деятельности предприятия.
(на основе Типового Положения о службе охраны труда организации разработанного на основании части шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года, подпункта 7.1.5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и утвержденное Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 98 от 30 сентября 2013г. и вступившее в силу с 25 января 2014г., в соответствии с чем утратило силу Типовое Положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002г. № 82).
2. Для целей настоящего положения применяются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059).
3. Настоящим Положением определяются основные задачи и функции службы охраны труда организации (под службой охраны труда следует понимать структурное подразделение организации: управление, отдел, сектор, инженер по охране труда или специалист по охране труда, далее – служба охраны труда).
4. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю предприятия или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю – главному инженеру.
5. Служба охраны труда организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.
6. Работники службы охраны труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *