Налоговые регистры в РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые регистры в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговая отчетность – документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком и требованиями, установленными Налоговым Кодексом РК. Налоговая отчетность содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения, об исчислении налоговых обязательств, взносов, отчислений и другие необходимые сведения.

Уполномоченным органом утверждаются требования форматно-логического контроля, которые должны соблюдаться при составлении налоговой отчетности.

Налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, отчетность по мониторингу, заявления и т.д.

Налоговая отчетность делится на следующие виды:

  • Первоначальная – представляется лицом за период, в котором произведена постановка на регистрационный учет или впервые возникли налоговые обязательства.
  • Очередная — представляется лицом за периоды, следующие за периодом, в котором произведена постановка на регистрационный учет или впервые возникли налоговые обязательства.
  • Дополнительная – представляется лицом при внесении изменений или дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения или дополнения.
  • Дополнительная по уведомлению – представляется лицом при внесении изменений или дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, в котором налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля.
  • Ликвидационная – представляется лицом при прекращении деятельности или реорганизации налогоплательщика, а также при снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Если налогоплательщик относится к категориям, для которых установлены различные формы налоговой отчетности, то такой налогоплательщик составляет налоговую отчетность для каждой категории, к которой он относится.

Налогоплательщики могут представлять налоговую отчетность в явочном порядке (на бумажном носителе), по почте заказным письмом с уведомлением (на бумажном носителе), в электронной форме (посредством системы приема и обработки налоговой отчетности).

Налогоплательщики вправе продлить срок представления налоговой отчетности при условии ее представления в электронной форме. Для этого налогоплательщик направляет в налоговый орган уведомление о продлении срока представления налоговой отчетности. При этом продление срока представления налоговой отчетности не изменяет срока уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет, взносов и отчислений.

Для внесения изменений или дополнения в налоговую отчетность, налогоплательщиком представляются дополнительные налоговые формы. В дополнительной налоговой отчетности указывается разница между ранее представленными суммами и фактическими, либо новое значение, при изменении остальных данных в ранее представленной налоговой отчетности.

Налоговая отчетность может быть отозвана методом удаления или методом изменения. При отзыве налоговой отчетности методом удаления, налоговая отчетность удаляется полностью. При отзыве налоговой отчетности методом изменения, в ранее представленную налоговую отчетность вносятся изменения или дополнения.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» формы налоговой отчетности расположены в разделе Отчеты — Регламентированные отчеты.

При ведении бухгалтерского учета на предприятии используется первичная документация, которую перед тем, как зарегистрировать на синтетическом или аналитическом бухучете, подвергают тщательной проверке. При этом информацию о хозяйственных операциях заносят в бухгалтерский регистр, который может различаться по оформлению, назначению и способу обобщения данных. На сайте вы можете скачать бланк нужного документа, составленный в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Учетные регистры и формы бухгалтерского учета различаются по оформлению, способу обобщения данных и назначению. Согласно первому признаку, это может быть книга, карточка, цифровой носитель или свободный лист. Обобщение данных может проводиться по типу дифференциации или интеграции. В первом случае информацию отслеживают от отчетности до первичной учетной документации, во втором, наоборот, от первичной учетной документации до отчетности.

Исходя из назначения, формы налоговых регистров могут быть следующих видов:

1. Хронологические. Сюда относятся реестры, регистрационные журналы и различные таблицы. Они заполняются без какой-либо систематизации. Запись вносят тогда, когда возникает факт хозяйственной деятельности.

2. Систематические. Здесь запись вносят в разрезе счетов.

3. Комбинированные. Сюда относятся журналы, таблицы, книги и прочие документы, в которых систематическая (на основе счетов) и хронологическая записи используются одновременно.

Какую информацию отражают в отчетах?

В соответствии с требованиями законодательства РК, формы регистров бухгалтерского учета должны содержать следующую информацию:

· название;
· наименование субъекта, составившего документ;
· дата составления;
· тип классификации объектов бухучета (хронологический или систематический);
· сумма денежных средств, участвовавших в операциях;
· другие объекты, участвовавшие в операциях, с указанием единицы измерения;
· данные о должностном лице;
· подпись должного лица.

Формы бухгалтерского регистра составляются согласно требованиям законодательства РК. Независимо от того, в каком виде предъявляется учетный документ, бумажном или электронном, он подкрепляется подписью.

Чтобы получить образцы форм регистров бухгалтерского учета, выберите бланк в списке и нажмите на «Скачать»

(тенге)

Наименование объекта преференции (основного средства)

Дата ввода в эксплуатацию основного средства (при его наличии)

Номер и дата контракта (при его наличии)

Периоды, на которые предоставлены преференции

Стоимость объекта преференции (основного средства), и (или) расходов на реконструкцию, модернизацию, подлежащие отнесению на вычеты

Стоимость объекта преференции (основного средства), и (или) расходов на реконструкцию, модернизацию, отнесенные на вычеты в налоговом периоде

Остаточная стоимость объекта преференции (основного средства), и (или) расходов на реконструкцию, модернизацию (графа 6 – графа 7)

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого (строка заполняется только по итогу формы)

________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись руководителя (налогоплательщика),
печать (при ее наличии, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства)
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись главного бухгалтера)
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись лица, ответственного за составление налогового регистра)
________________________________________________________________________________
(Дата составления налогового регистра)

Примечание:

расшифровка аббревиатур:

ИИН – индивидуальный идентификационный номер;

БИН – бизнес-идентификационный номер;

Ф.И.О. – фамилия, имя, отчество (при его наличии).

Приложение 2 к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 19 марта 2018 года № 388
форма
(тенге)

Наименование стоимостных показателей и вычетов

Здания, сооружения (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств)

Оставшиеся группы фиксированных активов

Всего по фиксированным активам

1

2

3

4

5

1

Стоимостный баланс подгрупп (групп) на начало налогового периода

2

Стоимость поступивших фиксированных активов подгрупп (групп)

3

Стоимость выбывших фиксированных активов подгрупп (групп)

4

Последующие расходы, относимые на вычеты

5

Последующие расходы, относимые на увеличение стоимостного баланса подгрупп (групп)

6

Стоимостный баланс подгрупп (групп) на конец налогового периода

7

Амортизационные отчисления

8

Величина стоимостного баланса группы (II, III, IV) при выбытии всех фиксированных активов

9

Величина стоимостного баланса подгрупп (группы) менее 300 месячных расчетных показателей

10

Стоимостный баланс подгрупп (групп) на конец налогового периода с учетом корректировок

Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления

(тенге)

Код фиксированных активов в соответствии с ГК РК КОФ

№ группы

Предельная норма амортизационных отчислений (%)

Применяемая норма амортизационных отчислений (%)

Стоимостные балансы подгрупп (групп) на начало налогового периода

Стоимость поступивших фиксированных активов подгруппы (группы)

Стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (группы)

1

2

3

4

5

6

7

8

Здания, строения (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств)

ИТОГО (строка заполняется только по итогу формы):

Оставшиеся группы фиксированных активов

ИТОГО (строка заполняется только по итогу формы):

Продолжение таблицы

Последующие расходы, относимые на вычеты

Последующие расходы, относимые на увеличение стоимостного баланса подгруппы (группы)

Стоимостные балансы подгрупп (групп) на конец налогового периода

Амортизационные отчисления

Величина стоимостного баланса группы (II, III, IV) при выбытии всех фиксированных активов

Величина стоимостного баланса подгрупп (групп) менее 300 месячных расчетных показателей

Стоимостные балансы подгрупп (групп) на конец налогового периода с учетом корректировок

9

10

11

12

13

14

15

Здания, строения (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств)

Оставшиеся группы фиксированных активов

(тенге)

Код фиксированных активов в соответствии с ГК РК КОФ

Дата ввода

№ группы

Предельная норма амортизационных отчислений, (%)

Применяемая норма амортизационных отчислений, (%)

Двойная норма амортизационных отчислений, (%)

Сумма поступивших фиксированных активов

Амортизационные отчисления, подлежащие вычеты в пределах двойной нормы амортизации

Остаточная стоимость фиксированных активов

Дата выбытия фиксированного актива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ИТОГО (строка заполняется только по итогу формы):

________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись руководителя (налогоплательщика), печать
(при ее наличии, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства)
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись главного бухгалтера)
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись лица, ответственного за составление налогового регистра)
________________________________________________________________________________
(Дата составления налогового регистра)

Примечание:

расшифровка аббревиатур:

ИИН – индивидуальный идентификационный номер;

БИН – бизнес — идентификационный номер;

Ф.И.О. – фамилия, имя, отчество (при его наличии) ;

ГК РК КОФ – Государственный классификатор Республики Казахстан Классификатор основных фондов.

Приложение 3 к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 19 марта 2018 года № 388
форма
(тенге)

Наименование контрагента

ИИН/БИН контрагента

Номер налоговой регистрации в стране резидентства нерезидента

Хеджирование (применяется/ не применяется)

Поставка базового актива (применяется/ не применяется)

Дата открытия контракта

Дата исполнения или досрочного прекращения действия контракта

Поступление по производимым финансовым инструментам

Расходы по производимым финансовым инструментам

Превышает (тенге) (графа 9 — графа 10)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого (строка заполняется только по итогу формы):

(тенге)

Наименование контрагента

ИИН/БИН контрагент а

Номер налоговой регистрации в стране резидентства нерезидента

Хеджирование (применяется/ не применяется)

Поставка базового актива (применяется/ не применяется)

Поступление по свопу

Расходы по свопу

Превышение (тенге) (графа 7 — графа 8)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого (строка заполняется только по итогу формы):

________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись руководителя (налогоплательщика), печать (при ее
наличии, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства)
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись главного бухгалтера)
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. (при его наличии), подпись лица, ответственного за составление налогового регистра)
________________________________________________________________________________
(дата составления налогового регистра)

Примечание:

расшифровка аббревиатур:

ИИН – индивидуальный идентификационный номер;

БИН – бизнес-идентификационный номер;

Ф.И.О. – фамилия, имя, отчество (при его наличии).

Приложение 4 к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 19 марта 2018 года № 388
форма

Зачем нужны налоговые регистры?

Налоговый регистр — документ налогоплательщика / налогового агента, содержащий сведения об объектах налогообложения и/или объектах, связанных с налогообложением.

Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета

Налоговые регистры включают в себя:

  1. налоговые регистры, составляемые налогоплательщиком / налоговым агентом самостоятельно по формам, установленным налогоплательщиком / налоговым агентом в налоговой учетной политике

  2. налоговые регистры, составляемые налогоплательщиком / налоговым агентом, формы и правила составления которых утверждаются уполномоченным органом

Налоговые регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование регистра;

  2. идентификационный номер налогоплательщика / налогового агента;

  3. период, за который составлен регистр;

  4. ФИО лица, ответственного за составление регистра

Для раскрытия информации о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, а также стоимости таких работ, услуг, экспедитор ведет налоговый регистр, в котором должны быть отражены следующие данные:

  1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры перевозчика и (или) поставщика работ, услуг, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость;

  2. идентификационный номер налогоплательщика перевозчика и (или) поставщика работ, услуг;

  3. фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или наименование перевозчика и (или) поставщика работ, услуг;

  4. стоимость работ, услуг, осуществляемых перевозчиком и (или) поставщиком работ, услуг, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, включаемая в размер облагаемого (необлагаемого) оборота, указанного в счете-фактуре;

  5. стоимость работ, услуг, осуществляемых перевозчиком и (или) поставщиком, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, с указанием «Без НДС»;

  6. стоимость работ, услуг, являющихся оборотом экспедитора по приобретению работ, услуг от нерезидента.

Кодексом об административной ответственности предусмотрены следующие административные взыскания (ст. 276. Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета — см. ссылку):

  • при отсутствии у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдении требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством РК, выявленные впервые — предупреждение

  • повторное выявление в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф в следующем размере:

    • на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — 25 МРП

    • на субъектов среднего предпринимательства — 50 МРП

    • на субъектов крупного предпринимательства — 75 МРП


Примечание.


Под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Лолита Закирова CAP, CIPA

Налоговый консультант 1 категории

Профессиональный бухгалтер РК

Сопредседатель налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации (EUROBAK) в РК

Руководитель компании Axisa — бухгалтерский и налоговый аутсорсинг, консультации Аккредитованный партнер Учет.kz

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология
  • Список курсов и семинаров
  • Расписание курсов и семинаров
  • Расписание для новичков
  • Расписание для профи
  • Консультирование
  • База знаний
  • Тестирование
  • Форум по темам
  • Аудит базы данных 1С
  • Статьи по 1С и учету
  • Полезные ссылки
  • Продажа и обслуживание 1С
  • Регистрация и перерегистрация компаний

г. Алматы, пр. Сейфуллина 531, Бизнес центр САРЫАРКА, офис 708, 7 этаж (угол. улицы Казыбек Би).

+7 (727) 352-73-70 + 7 (705) 391 53 53+ 7 (747) 308 12 70+ 7 (778) 661 06 69+ 7 (708) 173 80 28

[email protected]

Налоговые регистры

Хотя обязательности применения хозяйствующими субъектами унифицированных бланков в настоящее время законодательство не предусматривает, существует перечень обязательных реквизитов, который должна содержать бухгалтерская документация:

  • наименование самого документа;
  • название организации, которая ведет учет;
  • период ведения документа;
  • порядок классификации объектов учета;
  • валюта и единицы измерения;
  • Ф.И.О. и должность лица, ответственного за ведение.

Всю информацию, отраженную в документации, обязательно заверяет своей подписью уполномоченное лицо, которое и сделало эти записи. В отличие от первичных документов, в учетных регистрах допускаются исправления выявленных ошибок и недочетов. Для этого нужно зачеркнуть неверно написанные сведения одной чертой, написать верные сверху и заверить исправление подписью. Кроме того, можно применить метод сторно, то есть исправить данные путем внесения еще одной записи красными чернилами. Применять корректор или стирать ошибки не рекомендуется.

Хранить бухгалтерскую документацию необходимо в специально отведенном для этого помещении на стеллажах или в шкафах. О сроках хранения сказано сразу в двух основных нормативно-правовых актах:

  1. В статье 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — хранение в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.
  2. В пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ — налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учетов и других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе учетных регистров, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом срок в 4 года, установленный НК РФ, начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документация использовалась в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Кроме того, для отдельных видов регистров может быть установлен более длительный срок хранения. Например, ведомости по зарплате нужно хранить в течение 75 лет.

Поэтому обеспечивать сохранность некоторых регистров организация обязана на протяжении всего периода деятельности, а после передать их на хранение в архив.

Образцы форм регистров бухгалтерского учета — 2021 можно скачать ниже.

Чтобы использовать регистры налогового учета, придется затратить время на разработку их формы, а затем закрепить их в приложении к учетной политике, издав соответствующий приказ (абз. 7 ст. 314 НК РФ).
О нюансах формирования налоговой учетной политики читайте в статье «Как составить налоговую политику организации?».

  • Управленческий учет
  • Бюджетирование
  • Инвестиционные проекты
  • Казначейство
  • МСФО и трансформация
  • Автоматизированные системы
  • Система менеджмента качества
  • Документооборот
  • Тесты (без ответов)
  • Налоговый учет
    • На главную
    • Общие положения
    • Налоговые режимы
    • Учетная политика
    • Налоги
    • Платежи
    • Ставки налогов
      • Ставки налогов
      • Ставки платежей
    • Налоговые формы
      • Заявления
      • Декларации
      • Регистры
      • Отчетность
      • Форматно-логический контроль ФНО

      Ведение БУ и НУ, заполнение бумажных форм у ИП

      Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по НДФЛ.

      В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется налоговая база.

      Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

      Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

      • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
      • Каков метод формирования этой базы?

      Регистр формируется для определения общей суммы внереализационных расходов, учитываемых в качестве расходов отчетного периода.
      Состав внереализационных расходов и убытков, которые в целях налогообложения приравниваются к внереализационным расходам, определен статьей 265 НК РФ.

      Регистр обеспечивает возможность вывода информации как по всем, так и по отдельному виду внереализационных расходов, что позволяет произвести детальную расшифровку строк 040, 041 листа 02 Декларации.

      Порядок формирования регистра приведен на рисунке 1.

      Рис.1. Порядок формирования регистра

      Регистр вызывается из пункта меню «Налоговый учет — Регистры формирования отчетных данных — Регистр учета внереализационных расходов текущего периода».

      Регистр формируется на основании проводок в дебет счета Н09 «Внереализационные расходы» за отчетный период. Каждая такая проводка соответствует строке данного регистра, по этому в дальнейшем при описании показателей регистра будет иметься в виду проводка, по данным которой сформирована строка. Расходы, связанные с операциями по финансовым инструментам, не обращающимся на организованном рынке, в регистре не отражаются.

      Отчет предусматривает вывод информации как в целом по всем видам внереализационных расходов, так и по каждому виду расходов.

      Пример заполнения регистра смотрите на рисунке 2.

      Рис. 2. Регистр учета внереализационных расходов текущего периода

      Дата операции.

      Дате операции соответствует дата принятия к учету внереализационных расходов (дата проводки).

      Вид расхода.

      Все ли документы налогового учета — регистры?

      67. Форма налогового регистра по учету доходов, в том числе полученных путем безналичных расчетов, предназначена для отражения операций по учету доходов индивидуальными предпринимателями, указанными в пунктах 5 и 11 статьи 215 Налогового кодекса.

      68. Налоговый регистр состоит из двух трех таблиц «Учет операций по доходам, за исключением операций по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» и, «Учет операции по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» и «Учет доходов, получаемых путем безналичных расчетов для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента».

      69. В таблице «Учет операций по доходам, за исключением операций по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» указываются:

      1) в графе 1 — порядковый номер строки;

      2) в графе 2 — дата получения дохода или осуществления корректировки дохода;

      3) в графе 3 — сумма полученного дохода за день;

      4) в графе 4 — размер корректировки дохода за день, произведенной в соответствии с пунктом 6 статьи 681 Налогового кодекса;

      Итоговая величина граф 3 и 4 заполняется в хронологическом порядке с подведением итогов на конец рабочего дня. В конце месяца, налогового периода подводятся итоговые данные за месяц, налоговый период.

      Таблица заполняется построчно в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 681 Налогового кодекса по доходам от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, подпунктами 2) и 3) пункта 8 статьи 681 Налогового кодекса по другим видам доходов.

      70. В таблице «Учет операции по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» указываются:

      1) в графе 1 — порядковый номер строки;

      2) в графе 2 — стоимость реализации (вклада в уставный капитал) имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя. Итоговая величина настоящей графы определяется в последней строке путем суммирования всех величин, отраженных в этой графе за месяц, налоговый период;

      3) в графе 3 — первоначальная стоимость имущества или вклада в уставный капитал, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя. Итоговая величина настоящей графы определяется в последней строке путем суммирования всех величин, отраженных в этой графе за месяц, налоговый период;

      4) в графе 4 — положительная разница сумм граф 2 и 3, определяемая по формуле (графа 2 — графа 3), Итоговая величина настоящей графы определяется в последней строке путем суммирования всех величин, отраженных в этой графе за месяц, налоговый период.

      71. Внесение изменения и (или) дополнения в налоговый регистр производится в случае осуществления корректировки ранее признанного дохода в соответствии с пунктом 6 статьи 681 Налогового кодекса (при наличии первичных учетных документов) и при допущении ошибок путем составления формы налогового регистра (далее — дополнительный налоговый регистр), в котором заполняются и указываются только те номера строк налогового регистра, в которые вносятся изменение и (или) дополнение.

      При этом в случае осуществления корректировки дохода в том налоговом периоде, в котором наступили случаи, указанные в пункте 6 статьи 681 Налогового кодекса, дополнительный налоговый регистр не составляется.

      72. Внесение изменения и (или) дополнения в налоговый регистр в случае осуществления корректировки дохода в соответствии с пунктом 6 статьи 681 Налогового кодекса в том налоговом периоде, в котором ранее признан подлежащий корректировке доход, производится в следующем порядке:

      1) в графах 1 и 2 таблицы «Учет операций по доходам, за исключением операций по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» дополнительного налогового регистра указываются реквизиты граф 1 и 2 таблицы «Учет операций по доходам, за исключением операций по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя»;

      2) в графах 3 и 4 таблицы «Учет операций по доходам, за исключением операций по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» дополнительного налогового регистра указываются реквизиты выявленной разницы по сравнению с суммами, отраженными в графах 3 и 4 таблицы «Учет операций по доходам, за исключением операций по реализации или передаче в уставный капитал имущества, являющегося основным средством индивидуального предпринимателя» налогового регистра.

      При этом реквизиты выявленной разницы указываются до последней даты полного исправления.

      Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

      Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

      Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

      Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

      Правильное ведение регистров принципиально для целей грамотного налогового учета. Регистры обычно внимательно изучаются в ходе проверок. Нарушения в них довольно просто обнаружить. И за подобные нарушения назначаются высокие штрафы. Как избежать ответственности? Нужно вести регистры правильно. Рассмотрим базовые правила, актуальные для этой формы учета.

      Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по НДФЛ.

      В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется налоговая база.

      Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

      Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

      • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
      • Каков метод формирования этой базы?

      Статья 314 НК РФ указывает на то, что регистры формируются на базе первички. При их заполнении нужно исключить эти недочеты:

      • Ошибки и опечатки.
      • Беспорядочное внесение сведений.
      • Наличие пропусков.

      Заполняются НР исключительно в хронологическом порядке.

      Существуют правила, касающиеся хранения НР. Их нужно защищать от несанкционированных попыток исправления. Если необходимо исправить ошибки, процедура предполагает документальное сопровождение. Исправления должны быть заверены.

      ВАЖНО! Информация из регистров составляет налоговую тайну: сведения нельзя разглашать. В обратном случае накладывается ответственность.

      Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

      Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

      Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

      Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

      Перечень регистров налогового учета

      Регистры заполняются на базе первички и счетов бухучета. Требуются они для установления размера налога на прибыль. Бланки регистров разрабатываются с учетом специфики работы компании.

      Как уже упоминалось, налоговые регистры могут заменяться бухгалтерскими документами. Но иногда нужно создавать регистры отдельно. Это актуально для операций, итоги по которым имеют разное отражение в налоговом и бухгалтерском учетах. Если организация имеет дело с подобными операциями, стоит разрабатывать регистры.

      Требуется учитывать, что иногда нормы бухучета и налогового учета отличаются.

      Соответственно, разными должны быть и документы для учета. И в этом случае пригодятся налоговые регистры.

      Если организация имеет дело только с операциями, которые одинаково документируются с точки зрения и налогового, и бухгалтерского учета, отдельных регистров не требуется. Они просто заменяются на бухгалтерские регистры. Единая форма экономит время и облегчает расчеты.

      Для формирования декларации по налогу на прибыль потребуется минимум два налоговых регистра: по доходам и тратам. Сведения о доходах и тратах нужны для установления размера прибыли. Именно она является налогооблагаемой базой, на основании которой и определяется размер налога.

      Два регистра – это самый минимум, который пригодится при расчетах. Иногда вводятся вспомогательные регистры. Актуальны они тогда, когда организация занимается сразу несколькими направлениями деятельности. Регистры стоит завести, когда компания сталкивается с особыми операциями, предполагающими особый порядок образования налогооблагаемой базы.

      Что делать, если представители организации не хотят заниматься разработкой форм регистров? В этом случае возникает риск наложения ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Чтобы избежать наказания, компания может просто взять уже существующие формы. Перечень их содержится в рекомендациях МНС «система для установления прибыли» от 19 декабря 2001 года.

      Есть две основных формы регистра. Это регистры, отражающие доходы и расходы. Но к ним при необходимости могут быть добавлены дополнительные формы. К примеру, в одной организации могут быть следующие регистры:

      • Доходы от продажи.
      • Траты, сокращающие доходы от продажи.
      • Внереализационные доходы.
      • Внереализационные траты.

      Дата публикации 18.02.2019

      Использован релиз 3.0.67

      Для формирования регистров налогового учета в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) используются специальные отчеты (раздел: «Отчеты» – «Регистры налогового учета»). Регистры формируются по данным налогового учета, отраженным на счетах бухгалтерского учета и содержат все необходимые реквизиты. Все регистры делятся на четыре группы – регистры формирования отчетных данных, регистры промежуточных отчетов, регистры состояния единицы налогового учета и регистры учета хозяйственных операций.

      Формирование регистра налогового учета:

      1. Раздел: ОтчетыРегистры налогового учета.
      2. Перейдите по ссылке с названием соответствующего отчета.
      3. В открывшейся форме:
        • укажите период, за который формируется отчет;
        • по кнопке «Показать настройки» перейдите к настройкам отчета:
          • на закладке «Группировка» выбираются параметры, по которым будут сгруппированы отчеты (рис. 2);
          • на закладке «Отборы» устанавливаются отборы для вывода информации в отчет;
          • на закладке «Дополнительные поля» выбираются дополнительные данные, которые должны быть выведены в отчет и способ их представления (в отдельных колонках или в одной колонке);
          • на закладке «Сортировка» выбираются параметры сортировки показателей для вывода в отчет (по возрастанию или по убыванию);
          • на закладке «Оформление» можно выбрать элементы оформления отчета (цвет шрифта, заливка, стиль, границы и др.), один из готовых вариантов оформления отчета (поле «Вариант оформления») (рис. 2);
        • сформируйте отчет по кнопке «Сформировать» (рис. 3);
        • в большинстве отчетов (налоговых регистров) имеется возможность расшифровки данных вплоть до документа (двойной щелчок мыши по ячейке отчета).

      Итак, налоговики не вправе утверждать унифицированные формы регистров для ведения налогового учета. А это значит, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно разработать учетный бланк и регистрировать в нем всю необходимую информацию.

      Какую именно форму регистра будет использовать конкретная компания, не имеет никакого значения. Жестких требований по структуре документации нет. Поэтому каждый экономический субъект вправе:

      1. Разработать бланк с нуля. Например, придумать специальную таблицу, которая подходит для регистрации сведений налогового учета.
      2. Доработать журналы, ордера бухучета. Например, преобразовать расчетную ведомость в регистр по НДФЛ, добавив в форму определенные данные.

      Причем формат ведения такой документации не имеет никакого значения. То есть данные фискального учета могут регистрироваться в документации от руки. Например, на бумажном носителе, и специалист систематически вносит сведения в него.

      Либо нал. учет ведется в электронных таблицах Эксель. Такой подход более удобен, позволяет автоматизировать подсчеты. Еще один вариант — это использование специализированных бухгалтерских программ. Например, журнал бухучета преобразован в РНУ. Программа автоматически формирует запрашиваемые сведения за нужный период. Этот формат ведения НУ признан наиболее оптимальным и эффективным.

      Данные в декларации по форме 200.00 заполняются исключительно головной организацией. Если у нее есть структурные подразделения, которые не признаны самостоятельными плательщиками налогов и взносов с заработной платы, сведения по ним не отражаются в форме 200.00 и декларируются в форме 200.03.

      В разделе «Общая информация о налогоплательщике» представлена строка для указания численности работников.

      Обратите внимание! Такие строки как 200.00.004, 200.00.007, 200.00.009, 200.00.012, 200.01.017200.01.020 не подлежат заполнению юридическими лицами. Информация вносится индивидуальными предпринимателями, лицами, которые занимаются частной практикой и т.д. Сведения о численности указываются в форме с разграничением по месяцам. За каждый месяц 1 квартала 2021 года в строке отражается 7 человек – это сотрудники, которым за этот период был начислен доход. В строке «в том числе иностранцев и лиц без гражданства» — 2 человека.

      Форма 200.00 заполняется и юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют деятельность на общеустановленном режиме, а также лицами, которые занимаются частной практикой. В этом разделе представлены только те строки, которые являются специализированными для указанного типа налогоплательщика, другими словами, строки, в которых указываются сведения самого индивидуального предпринимателя. Остальные строки, включая, для отражения сведений по сотрудникам, заполняются аналогично примеру, рассмотренному в первой части статьи.

      Обратите внимание, индивидуальные предприниматели не заполняют Приложение 200.03, так как не могут иметь структурных подразделений.

      В Приложении 200.01 заполняются строки по показателям в свою пользу. 200.01.012 заполняется с учетом данных о величине дохода, заявляемого в свою пользу, например, частным судебным исполнителем и частным нотариусом, для исчисления ОПВ. Доход для исчисления ОПВ в свою пользу устанавливается ИП самостоятельно, но с учетом ограничений – не менее 1 МЗП и не более 50 МЗП ежемесячно. Если сумма заявляемого дохода составит 150 тыс. тенге, итоговое значение строки – 450 тыс. тенге.

      В строке 200.01.017 отражается сумма дохода для исчисления СО индивидуальным предпринимателем в свою пользу. Для ИП объектом для исчисления СО является получаемый доход, при этом определяется он самостоятельно. Он должен соответствовать установленным границам – не менее одной минимальной заработной платы и не более 7 минимальных заработных плат ежемесячно. В нашем примере условная сумма заявляемого дохода для исчисления СО составляет 100 тысяч тенге ежемесячно. Итоговое значение строки 200.01.018 за отчетный период – 300 тысяч тенге. Величина дохода, который применяется для исчисления взносов на ОСМС, ежемесячно отражается в строке 200.01.020.

      Далее будут рассмотрены специализированные строки для индивидуальных предпринимателей в Декларации 200.00. В строку 200.00.005 вносится ОПВ, подлежащие перечислению в свою пользу. Заполняется индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по договорам ГПХ, а также лицами, которые занимаются частной практикой. Значение строки определяется по ставке 10% от заявляемого дохода по строке 200.01.009. Ежемесячная сумма ОПВ за ИП составляет 15 тысяч тенге, итоговая сумма по строке – 45 тыс. тенге (15 000 * 3 мес).

      Строка 200.00.009 заполняется с учетом данных об исчисленных суммах СО в свою пользу. Вносят информацию ИП, включая частных нотариусов и судебных исполнителей. Строка рассчитывается до определения суммы СН, так как значения СО участвуют в расчете. Для расчета используется ставка 3,5% от дохода, отраженного по строке 200.01.015. СО за месяц ИП составляет 3,5 тыс. тенге (100 тыс.*3,5%). Со за период составляет 10500 тенге (3500*3 мес).

      Величина социального налога ИП, которая подлежит уплате в бюджет, отражается в строке 200.00.007. При этом из СН должна быть вычтена сумма СО. При превышении суммы СО над суммой СН, социальный налог будет равен нулю. Индивидуальные предприниматели исчисляют СН в свою пользу в размере 2 МРП, в пользу работников, за каждого работника – 1 МРП.

      Рассмотрим детальнее на примере. У индивидуального предпринимателя два работника. Сумма исчисленных СО за работников составляет 4 тыс. тенге ежемесячно – в строке 200.00.008. Сумма СН за месяц индивидуального предпринимателя – 1802 тенге, рассчитывается по формуле — (5 302 (2 МРП) – 3 500 (СО)).

      Сумма социального налога за работников равна 1302 тенге за месяц (2 651 (1 МРП за работника) * 2 (количество работников)) – 4 000 (СО за работников)). В строке 200.00.008 за каждый месяц квартала указывается сумма социального налога, которая равна 3104 тенге. В строке 200.00.008IV указывается итоговая сумма социального налога за отчетный период в размере 9312 тенге.

      Чтобы использовать регистры налогового учета, придется затратить время на разработку их формы, а затем закрепить их в приложении к учетной политике, издав соответствующий приказ (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

      О нюансах формирования налоговой учетной политики читайте в статье «Как составить налоговую политику организации?».

      Законодатель не ограничивает налогоплательщиков в выборе вида и формы этих документов, поэтому регистры налогового учета могут выглядеть по-разному. Объем содержащейся в них информации должен давать представление о том, на основании каких документов и каким образом сформирована налогооблагаемая база. Размещение данных в регистре может быть любым (в табличной или текстовой форме) — эти особенности предусматриваются при разработке форм регистров налогового учета.

      Единственное, в отношении чего нельзя проявлять инициативу при оформлении регистров налогового учета, это обязательные реквизиты. Их состав должен соответствовать НК РФ. Например, при расчете налога на прибыль используются регистры налогового учета, содержащие следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

      • наименование регистра;
      • дату составления;
      • натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;
      • наименование объектов учета или хозяйственных операций;
      • подпись ответственного за составление регистра лица и ее расшифровку.

      Вести такие регистры можно любым удобным для налогоплательщика способом: на бумаге или электронно.

      Из ст. 314 НК РФ следует, что регистры налогового учета (НУ) заполняются на основании первичных учетных документов непрерывно в хронологическом порядке. Это означает, что беспорядочное или безосновательное занесение данных в регистр, а также пропуски или какие-либо изъятия не допускаются.

      ВАЖНО! Расшифровка словосочетания «первичный учетный документ» в НК РФ отсутствует, поэтому подтверждением записей в НУ может служить бухгалтерская первичка (письмо Минфина России от 17.01.2014 № 03-03-06/1/1156).

      Не следует забывать, что сформированные налоговые регистры необходимо защищать от несанкционированного исправления. Любые ошибки в регистрах налогового учета исправляются только при соответствующем обосновании, а ответственный исполнитель заверяет все внесенные корректировки своей подписью и указывает дату.

      ВАЖНО! Информация, отраженная в регистрах налогового учета, представляет собой налоговую тайну. За ее разглашение (в том числе налоговиками) предусмотрена административная и уголовная ответственность (письмо Минфина России от 12.04.2011 № 03-02-08/41).

      Подробнее о требованиях к налоговому учету и налоговым регистрам читайте здесь.

      Доходы ООО «Ритм» в отчетном периоде складывались из следующих компонентов:

      • выручка от реализации продукции собственного изготовления (50 367 000 руб.);
      • выручка от реализации покупных изделий (30 590 000 руб.)
      • выручка от реализации прочего имущества (300 000 руб.);

      ВАЖНО! Учесть в «доходной» части необходимо всю сумму реализованной за отчетный период продукции, за исключением доходов, перечисленных в ст. 251 НК РФ.

      О том, какие доходы отражены в ст. 251 НК РФ, читайте в материале «Ст. 251 НК РФ: вопросы и ответы».

      ВАЖНО! Оформляя РНУ «Доходы от реализации», не следует забывать, что выручку в регистре и налоговой декларации необходимо указывать без учета НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

      Информация для заполнения «доходного» РНУ берется из данных бухучета (по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»).

      На нашем сайте вы можете скачать заполненные регистры налогового учета, образецкоторого, относящийся к доходам, оформлен по данным рассмотренного примера.

      С заполнением «расходных» регистров налогоплательщики могут испытывать определенные трудности. Это связано с тем, что признание расходов в налоговом учете не всегда совпадает с отражением аналогичных расходов в бухучете. Так что использовать бухгалтерские учетные регистры без внесения в них дополнительных корректировок не всегда представляется возможным.

      К примеру, отдельные виды расходов в БУ отражаются в полном объеме, а в НУ нормируются (рекламные, представительские и т. д.). А некоторые виды затрат налоговое законодательство вообще запрещает признавать в составе расходов, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

      О нюансах признания прочих расходов, связанных с производством и реализацией, читайте здесь.

      Специалист ООО «Ритм» сформировал РНУ «Расходы, уменьшающие доходы от реализации», в котором отразил следующие виды расходов: затраты на основное сырье и материалы, зарплату вместе с начисленными страховыми взносами, амортизацию имущества ООО «Ритм», расходы на тепло, воду, электроэнергию и др.

      Информацию для заполнения регистра бухгалтер взял из данных бухучета (по счетам 20, 26, 44, 91 и др.). В отчетном периоде фирма не осуществляла расходов, признание которых в НУ не совпадает с правилами БУ, поэтому корректировать данные бухучета не пришлось.

      Образец заполненного регистра налогового учета «Расходы, уменьшающие доходы от реализации» вы также можете скачать на нашем сайте.

      Все плательщики НДС должны вести книги покупок и продаж. Но регистрами налогового учета их не называют ни Кодек с п. 3 ст. 169 НК РФ , ни даже Правила ведения этих кни г утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 . Забавно, но можно сказать, что сам Минфин России не считает книги покупок и продаж регистрами. Если мы заглянем в разработанный им Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, то увидим, что она составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров налогового учет а п. 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н .

      Вывод

      Несмотря на то что и бухгалтеры, и суды часто называют книги покупок и продаж налоговыми регистрам и Постановления ФАС ВВО от 24.08.2009 № А82-15261/2008-27; ФАС ВСО от 11.05.2010 № А33-3985/2008; ФАС УО от 05.05.2010 № Ф09-2994/10-С2; ФАС СЗО от 14.03.2006 № А56-1646/2005; Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 № 09АП-15822/2008-АК, 09АП-16330/2008-АК , для целей привлечения к ответственности по ст. 120 НК они регистрами налогового учета не являются. За их отсутствие или неправильное заполнение штрафовать нельзя.

      Называет ли НК РФ этот документ налоговым регистром? В главе по УСНО нет ни слова о налоговых регистрах. В ст. 346.24 «Налоговый учет» НК РФ говорится лишь о том, что упрощенцы должны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при УСНО в книге учета доходов и расходов.

      Минфин России и налоговые органы ранее иногда называли книгу учета доходов и расходов упрощенцев налоговым регистро м Письма Минфина России от 15.04.2003 № 16-00-14/132, от 15.12.2003 № 04-02-05/1/108; Письмо УМНС России по г. Москве от 27.12.2001 № 03-12/150 . Сейчас налоговые инспекции, обосновывая привлечение упрощенцев к ответственности за неправильное заполнение или отсутствие книги учета доходов и расходов, скорее всего, вспомнят о том, что даже ВАС РФ однажды назвал ее регистром налогового учет а Решение ВАС РФ от 08.09.2004 № 9352/04 . Однако тогда ВАС не рассматривал вопрос о привлечении к налоговой ответственности за неправильное ведение книги по новой редакции ст. 120 НК. Так что нельзя сказать, что позиция ВАС по рассматриваемому нами вопросу уже сформирована.

      Все плательщики НДС должны вести книги покупок и продаж. Но регистрами налогового учета их не называют ни Кодек с п. 3 ст. 169 НК РФ. ни даже Правила ведения этих кни г утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Забавно, но можно сказать, что сам Минфин России не считает книги покупок и продаж регистрами. Если мы заглянем в разработанный им Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, то увидим, что она составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров налогового учет а п. 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н .


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *